АВЦ: «Добровольцев среди учащихся стало вдвое больше»
С 2018 года в 2 раза выросло число студентов, вовлеченных в добровольческую деятельность университетов – со 139 до 313 тысяч человек. Теперь доля учащихся-волонтёров составляет почти 10% от российского студенчества. Этот вывод следует из опроса 450 российских вузов, проведенного Министерством науки и высшего образования РФ и Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ) осенью 2021 года.
Волонтёрство наиболее востребовано среди молодежи: по данным ДОБРО.РФ, 65% зарегистрированных на платформе добровольцев младше 24 лет. Поэтому целесообразно вовлекать студентов в добровольческие ряды на базе университетов.
Добровольчество в российских вузах постепенно становится системным элементом. По данным опроса, из 3 761 604 обучающихся 313 524 человек вовлечены в добровольческую деятельность. В 66% опрошенных учреждений волонтерские ячейки созданы на основе официального приказа. Каждый пятый вуз интегрировал объединения добровольцев во внутреннюю структуру. Добиться таких результатов университетам помогла информационная поддержка АВЦ.
Стимулирование волонтерской деятельности
В качестве поощрения студенты-добровольцы получают образовательные льготы. Например, повышенную стипендию, возможность перевестись на бюджетное место или заселиться в общежитие. Некоторые вузы оплачивают волонтерам билеты в музеи, на выставки и экскурсии.
Абитуриенты за участие в добровольческих движениях могут получить от 1 до 20 дополнительных баллов на вступительных испытаниях. Такие бонусы начисляют более 70% вузов.
Направления волонтерства
Самый популярный вид волонтёрства среди студентов — социальное (например, помощь детям-сиротам или одиноким пожилым людям). Это направление в приоритете у 88% опрошенных вузов. Востребованы также событийное (участие в форумах, съездах и конференциях), патриотическое добровольчество (поддержка ветеранов и забота о памятниках), а также культурное, спортивное, образовательное, инклюзивное и медиаволонтерство.
Кроме этого, были выявлены следующие популярные направления волонтерской деятельности: цифровое волонтерство, донорство, профориентация, арт-волонтерство, правовое волонтерство, лингвистическое волонтерство, волонтеры науки и киберволонтерство.
Результаты исследования свидетельствуют, что вузы готовы рассматривать волонтёрство как значимую часть образовательного процесса, уделять ей время и ресурсы.
Половина опрошенных университетов ввели дисциплину «Организация волонтерской деятельности и взаимодействие с НКО».
Из их числа 27% вузов сделали этот предмет обязательным. Кроме того, три четверти опрошенных учреждений сотрудничают с городскими и федеральными НКО, а 37% со школьными волонтерскими отрядами.
Получая поддержку от университетов (кадровую, финансовую, организационную), волонтерское движение развивается: его участники получают ресурсы, чтобы решать больше задач и совершать больше добрых дел.
Главная причина, которая тормозит развитие волонтерского движения среди студентов — низкое финансирование вузов по этому направлению. Среди других факторов представители университетов назвали дефицит кадров, а также недостаток материально-технической базы и мотивации.