Главная / В стране / Боги медицины в пантеонах древних цивилизаций

Боги медицины в пантеонах древних цивилизаций

Боги медицины в пантеонах древних цивилизаций


До понятия времени

Сейчас медицинская этика сложна и мобильна, она основывается на доказательствах и исследованиях, местных законах и обычаях, но в целом, в основе действий и практик любого современного врача лежит знание и понимание естественных наук. Однако в самом начале пути всё было совсем не так — в тот момент, когда обезьяна взяла в лапу палку, чтобы ударить по голове другую обезьяну, человечество было обречено на появление медицины, которая бы отвечала запросам пострадавших обезьян. Как только они научились сбиваться в стаи и группы, а также передавать нужные знания своим потомкам, то появилась «племенная медицина», сугубо прикладная дисциплина, азами которой владели все. В племенах и группах людей общими медицинскими навыками владели все, иначе невозможно было бы выжить, однако уже тогда была первая специализация — опытные роженицы, были выделены в отдельную касту «протоакушеров», которые принимали роды и ухаживали за роженицами.

Подобные практики были общими для всех культур и обществ, до того как они переходили к построению цивилизаций и усложнению собственного общества. Ведь помимо основных практических навыков для построения большой страны требовался миф, который бы мог обосновать законность правления, экономического устройства и, в том числе, методы лечения, которые будут использоваться. Не смотря на то, что в разных регионах мира были уникальные и самобытные культуры, путь эволюции медицины был примерно для всех одинаков, менялись лишь Боги и мифы, которые обосновывали те или иные практики.

В дальнейшем, родиной современной медицины (для Европейцев, на восточном полушарии, считают иначе) станет Греция. Помимо огромного количества терминов, понятий и символов [1,2], которые пришли в медицину из греческой культуры, там же сформировались первые «медийные» врачи, такие как хирург Махаон [3], его отец Асклепий (который был то ли гениальным терапевтом, то ли внуком Зевса и сыном Аполлона, то ли просто выдуманным персонажем, то ли всем сразу) [4], основатель всей современной медицины (или тот, под чьим именем публиковались медицинские тексты, это не столь важно) его высочество Гиппократ [5]. Впрочем, главная заслуга «греческой школы» вовсе не в сохранении и преумножении медицинских текстов, знаний и практик, а в отделении древних мух от древних котлет— именно в Греции была разделена мифология и практическая медицина. Благодаря трудам античных философов, которые смогли отделить религию от врачевания, специалисты смогли заниматься своим делом, не боясь преследований со стороны властей и общества. Так например, религиозные сооружения в честь Асклепия («асклепейоны») из простого культового сооружения превратились в аналог санатория или профилактория [6], а по самой Греции со скоростью распространения вируса, появились клиники и врачебные кабинеты.

Боги медицины в пантеонах древних цивилизаций

Художественное изображение асклепейона

Но что было в промежутке? Кто работал в эпоху торжества мифа? Какие Боги помогали врачам, а какие строили козни? На эти вопросы мы постараемся дать ответ в этом кратком обзорном тексте.

Под гнетом Ганга

Едва люди научились писать, они сразу попытались оставить свои медицинские познания потомкам. Жители Древней Индии не исключение — они, как и остальное население планеты, решили, что мудрости даны им с небес, а люди, лишь передают информацию дальше. Так, первые жители Индии были убеждены, что великий Сваямбху (самосущее существо) [8] в своем воплощении в виде бога Брахмы, создал 100 тысяч стихов с описаниями болезней и их лечения.

Однако, как это часто бывает в мире мифов, люди ничего не поняли и восприняли информацию неверно, а потому Брахма был вынужден обратиться к посредникам — «праджапати» (владыки существ, сыновья бога Брахмы) [9], по другой версии к другому Богу, которого звали Праджапати. Посредник же решил не метать бисер перед ариями и передал знания в упрощенном формате близнецам Ашвинам (божественные близнецы-всадники, боги видимых небесных световых явлений и лекари) [10], которые упростили информацию еще сильнее и передали её повелителю ариев, воину и богу Индру [11], который был слишком занят войной с мифическими тварями и народом безбожников дасью, а потому, передал знания дальше и в этот раз человеку — Атхарвану. Атхарван — великий ведический мудрец, написавший огромный сборник ведических текстов [12], жрец, впервые добывший огонь, и первый, кто смог обучить других людей аюрведе и медицине.

Боги медицины в пантеонах древних цивилизаций

Пример современной пластической хирургии. На фото певица Лариса Долина

Именно его учеником был легендарный врач Сушрута, который мало того, что смог распознать аж 100 тысяч болезней, так ещё и считается отцом современной пластической хирургии [13]. Помимо хирургических изысканий, Сушрута был основателем большой медицинской школы и талантливым педагогом. Несмотря на то, что его представления о заболеваниях кажутся экзотическими, его наработками в Индии пользуются до сих пор [14]. Талантливый врач не мог не оставить следа в культуре и так, благодаря его трудам и трудам его учеников, появился сюжет о враче в главном индийском национальном мифе — «Рамаяна». По сюжету мифа героев сопровождает храбрый хирург Сушена, что лечит Раму, Лакшмана и раненых солдат терапевтическими и хирургическими методами, а также с использованием аюрведы [15].

На берегу Нила

На жарком берегу Нила, с божественными откровениями и мудростью дела обстояли ничем не хуже чем на берегах Ганга, а потому миф и врачевания также быстро вошли в жизнь древних Египтян. Медицина появилась вместе с одним из главных мифов Египта — о борьбе коварного бога Сета и сына Бога Осириса и богини Исиды Гора. Давным-давно существовала золотая эра Египта, когда правил Осирис (сын богини неба Тут и бога земли Геба), что призвал бога мудрости Тота, чтобы он научил людей пахать, строить и лечить. Другим правителем Египта был брат Осириса — Сет, который правил пустыней и очень завидовал брату. С помощью хитрости коварный Сет смог заточить, а затем убить Осириса, в то время как его беременная жена Исида смогла сбежать и родить сына Гора. По легенде, младенца Гора укусила ядовитая змея и он умер. Исида попросила помощи у бога Тота и он не только убил змею, но и с помощью своих знаний оживил младенца.

Гор вырос и вступил в битву с коварным Сетом. Во время боя, юноша потерял контроль и более опытный Сет вырвал у него глаз, рассек на мелкие куски и раскидал по всей пустыне. Так бы и остался Сет царем Египта и правителем смертных, если бы не мудрый Бог Тот — сжалившись над Гором ещё раз, он мало того что сшил глаз обратно, так и наделил его магическими свойствами: любой, кто проглотил глаз, мог воскреснуть. Так и произошло — Гор «скормил» глаз своему павшему отцу Осирису, который ожил и стал править царством мертвых. После победы Гора над Сетом, тот смирился с поражением и остался скромным повелителем бурь, пустыни, ярости, а также одним из символов власти, царей и фараонов [16]

Боги медицины в пантеонах древних цивилизаций

Глаз Гора, различные интерпретации

Неудивительно, что на фоне подобных мифов роль медицины в обществе Древнего Египта была огромной. Собственно, как и полагается, Тот, будучи мудрецом, передал медицинские знания первым жрецам, которые называли Тота «фармаки» или «фармаци» (защитник, исцелитель). Помимо Тота, у врачей были и другие небесные покровители — Сохмет, которая помимо того, что была львиноголовой Богиней Войны, была покровителем всех целителей, также как и Богиня Таурт, которая имела конкретную специализацию — она защищала рожениц, женщин и тех, кто принимает роды или иным способом покровительствует плодородию (в прямом и переносном смысле). [17]

Однако у богов свои заботы, а людские проблемы регулируются законами. В древнеегипетской культуре фигурирует легенда о «42 книгах Тота», в которых якобы заключались все знания о ритуалах, медицине, астрономии и многом другом. Позднее, в эллинистическую эпоху, появилось другое собрание текстов, приписываемых уже Гермесу Трисмегисту (отождествляемому с Тотом) — это так называемый Corpus Hermeticum, представляющий собой философско-мистические трактаты. Важно понимать, что реальная медицинская практика жрецов Древнего Египта основывалась не на легендарном своде «42 книг» и уж тем более не на более поздних герметических текстах, а на конкретных медицинских папирусах. Среди них — знаменитые папирусы Эберса (около 1550 г. до н. э.) и Смита (около 1600 г. до н. э.), описывающие методы диагностики и лечения ран, гинекологические проблемы, рецепты лекарств и заклинания для изгнания болезней. Существовали также другие тексты, такие как Берлинский папирус и папирус Кахуна, регламентирующие врачебную деятельность в разных областях (хирургия, гинекология, противодействие «злым духам» и т.д.).

Боги медицины в пантеонах древних цивилизаций

Ступенчатая пирамида в Саккаре/Ступенчатая пирамида Джоссера — построена Имхотепом примерно в 2650 году до нашей эры — расположена в Саккаре, территория современного Египта

Самым известным врачом Древнего Египта стал человек, достойный эпохи возрождения — Имхотеп. Он был и экономистом, и чиновником, и советником, и архитектором и врачом при фараоне Джосере. Он является автором множества хирургических нововведений [18], самые известные из них описаны в папирусе найденным ученым Эдвин Смитом. В самом папирусе описываются описываются 48 клинических случаев, которые идут от головы к ногам и содержат в себе конкретные описания пациентов, методы лечения и рекомендации по проведению операций [19]. За свои изыскания и блестящую врачебную деятельность Имхотеп после смерти стал почитаться как бог и имел собственный культ и храмовые сооружения по всей стране, а его образ очень понравился грекам, которые ассоциировали Имхотепа с Асклепием.

Боги медицины в пантеонах древних цивилизаций

Образ Имхотепа из х/ф “Мумия” 1999 г., США

Между Тигром и Евфратом

Добрый путник, войди в славный город Багдад, ты своим не поверишь глазам — ждут тебя зороастризм, Хаммурапи закон и Нингишзида, а также великое множество других сложнопроизносимых имен и интересных мифов. История Месопотамии, древнего Вавилона и раннего Иранского общества полна интересных нюансов, касаемо врачевания: в различные времена на этой территории правили разные мифы, но вопрос болезней никуда не девался, правда, вес врачевателей сильно отличался в зависимости от эпохи.

Мифическими истоками врачевания были священные писания, например, для раннего Иранского периода таким источником является священная книга Авеста [20], в которой люди лишились бессмертия из-за первого царя и богоборца по имени Йима который из-за своей гордости был наказан и, в дополнение к потере бессмертия, само зло и гадость в чистом в виде, что звали богом Ангро-Майнью [21], «подарил» людям и Йиме 99 999 болезней. (стоит отметить, что даже МКБ-11 далеко до Йиме — в фонде собрано примерно 80 тысяч статей) [46] Слава богам (или иным сущностям), противоположность Ангро-Майнью, сама доброта и радость в виде бога Ахурамазда [22], всегда побеждает своего противника. Ахурамазда подарил людям возможность лечить все болезни словом, травами и ножом, а заодно создал 10 000 лекарственных трав. Также, Авеста одобряет здоровый образ жизни, гигиенические процедуры и категорически не приемлет любой пост и иное жесткое ограничение в приеме пищи.

Боги медицины в пантеонах древних цивилизаций

Пример изображения Ахурамазды, древний персидский город Персеполь, территория современного Ирана

Стоит отметить, что между Тигром и Евфратом были и другие верования, не имеющие отношения к зороастризму или исламу, берущие свое начало в шумерских мифах, которые имели своё собственное продолжение уже в Вавилонии и Ассирии. За врачевание и покровительство им отвечали несколько божеств: богиня Гулу, что была и врачевателем и сопровождающей излечение (заодно была одной из самых популярных богинь для изображений на государственных печатях) [23] , бог воды Ниназу и лечения (также на ассирийском языке слово Ниназу означает «врач») [24] и бог плодородия и врачевания Нингишзида [25]. С другой стороны, все болезни и проблемы со здоровьем исходили от злой богини Эрешкигаль и её мужа Нергала (и их коварных прихвостней), что правили миром мертвых, лихорадок и злых духов [26]. За передачу же знаний людям отвечал бог мудрости Эйя и Богиня Иштар, что создавали условия для исцеления и передачи мудрости новым поколениям.

Боги медицины в пантеонах древних цивилизаций

Слева барельеф из Хатры, Ирак, изображающий Нергала (I-II вв. н.э.). Был уничтожен в 2015 г. боевиками ИГИЛ (запрещена в РФ) при разграблении Музея Мосула. Восстановлен в виде цифровой копии при помощи фотограмметрии и ранее сделанных фото. Справа — барельеф с Эрешкигаль (по другим версиям — ее младшая сестра Иштар), XIX-XVIII вв. до н.э., находится в Британском музее. Если вдруг читатель вспомнил про блэк-метал и/или анимэ — да, это все по мотивам.

Боги медицины в пантеонах древних цивилизаций

Ворота Нергала в Ниневии (территория Мосула, Ирак). Фото 2012 г. Были уничтожены боевиками ИГИЛ (запрещена в РФ) в 2014 г.

Естественно, помимо мифов и моральных установок, врачебную деятельность регулировали законы. Основными источниками были различные указания и тексты, например, базальтовая плита с законами царя Хаммурапи, с целым разделом «Телесные повреждения», в которых даны клинические и законодательные рекомендации для врачей (например, наказания за лечение, которое привело к смерти или инвалидизации: от штрафа до отсечения руки) [27] и хранилище рукописей царя Ашшурбанапала (которая теперь обитает в Лондоне, гусары молчать!) [28], в которых сохранили врачебные и врачебно-магические предписания для профильных магических и клинических специалистов. Согласно текстам мы знаем, что в Вавилоне существовало разделение следующего характера: асуту (врачи, в том числе и специалисты узкого профиля), ашипу (заклинатели и жрецы без клинического образования) и мунаишу (ветеринары и, внезапно, профессиональные кастраторы людей). Самым известным врачом в регионе был врачеватель из Ниппура по имени Мукаллим [29], известный своими записками по врачеванию и тем, что сумел излечить от пневмонии царевну Этирту.

Боги медицины в пантеонах древних цивилизаций

Копия стелы с Законами Хаммурапи из Королевского музея г. Онтарио, Канада

Из-за столь специфического разделения врачебная практика в Месопотамии ценилась хуже чем в остальном мире (об этом писал ещё Геродот), т.к. заклинателям удавалось избежать ответственности за неудачное лечение, в отличие от своих коллег клиницистов, а потому, желающих лечить и терять руки за ошибки просто не осталось. Злые языки наверняка предложат обратить внимание на бесконечное множество магов, астрологов, тарологов, нутрициологов и даже Z-гадалок, дающих советы касаемо здоровья граждан, ну а мы, скромно предложим посмотреть, чем же кончилось дело в древности? А оно кончилось тем, что при огромном ассирийском дворе (включающем в себя и родственников царя и монархов мелкого пошиба, а также союзников по всем границам) на границе шестого и пятого веков до нашей эры, просто не осталось врачей и лечением династии занимались заклинатели, а не профессионалы, что привело к постепенном уведанию врачебной культуры. Дело усугублялось тем, что вскрытие тел и изучение анатомии более не являлось нормой.

В долине реки Янцзы

Другой культурой, в которой вскрытие тел не проводилось и посмертное изучение анатомии считалось чем-то постыдным, была Древняя Китайская культура. Причиной тому стало становление конфуцианства в качестве государственной религии, которая запрещала «уродовать тела» после смерти, и со II века до нашей эры в Китае остановилось развитие анатомии [30]. Однако так было далеко не всегда, т.к. Китай является одной из самых древних человеческих цивилизаций, а значит имеет большой набор источников из древности, в том числе медицинских.

Одним из таких является трактат Хуанди Нэй-Цзин он же «Трактат Желтого Императора о внутреннем», за авторством легендарного императора Хуан-ди, который построил свою концепцию вокруг Инь и Янь, где Инь — это нежное, мягкое, тёмное, женское начало, а Ян — сильное, твёрдое, светлое, мужское [31]. Из взаимодействия и противостояния этих двух сущностей выводится простая формула: здоровье — это правильное соотношение Ян и Инь, болезнь — неправильное. Помимо философской мысли, в трактате содержится учение о темпераменте, пульсе, круговом движении
крови и анатомические познания (которые тогда ещё не были запрещены к изучению), а также большой блок текста о технике иглоукалывания. Однако у императора Хуанди был куда более сильный и крутой учитель — божество-демиург и герой всей китайской мифологии, основатель всего и вся, получеловек-полузмея с циркулем в одной руке и с диском солнца в другой, великий и ужасный Фу-Си [32]. Вместе со своей женой (или сестрой?) Нюйвой он создал людей из лёссового ила Хуанхэ и принялся обучать людей всему, что нужно для жизни — охоте, рыбалке, земледелию и, конечно же, медицине. Знания от бога-императора Фу-Си [47] передавались устно и лишь с изобретением письменности его мудрости были записаны в книгу «Тянь-юй-сой-цэ».

Впрочем, часть исследователей считают, что самым первым исследователем медицины на земле, с точки зрения Китайской мифологии, был первопредок и самый первый человек на земле, появившийся из яйца во время полного хаоса и вселенской неразберихи, которого звали Пань-Гу. Помимо того, что он был первым живым существом и проточеловеком, изучавшим самого себя, после его смерти из его тела возник мир и явления природы, в том числе здоровье и болезни сами по себе [33].

В Китае есть несколько храмов в его честь и в некоторых провинциях до сих пор проводятся фестивали, посвященные царю Пань-Гу. Занятно, что древний суперконтинент Пангея в компромиссном переводе у китайцев называется континент Пангу.

Другим великим и легендарным правителем Китая был «огненный император» Шэнь-Нун, который заставил своих чиновников исследовать и собирать травы по всему Китаю, после чего создал первый фармакологический справочник [34], получивший название «Трактат Шэнь-нуна о корнях и травах», в котором было собрана информация о более чем 300 травах, которые могут быть использованы в качестве лекарств [35]. Другим интересным источником является один из самых первых медицинских учебников в мире под названием «Трактат о заболеваниях, связанных с переохлаждением», написанный примерно в 220 году до нашей эры [36]. Этот учебник написал самый известный китайский врач своей эпохи Чжан Чжунцзин, который специализировался на лихорадках и написал 112 рецептов по борьбе с нею [37].

В последствии, из-за государственного переустройства и установления местной культуры, основаной на практиках даосизма, конфуцианства (а сильно позже и буддизма), врачевание в дальнейшем окончательно перешло в руки монахов и храмовой медицине, которая сохранила своё влияние в Китае до сих пор. Более того, она называется «традиционной китайской медициной» и не только изучается в местных медицинских ВУЗах, но и активно продвигается государством, которое пытается создать некий симбиоз из доказательной и традиционной медицины [38]. (Также правительство КНР и РФ обсуждают распространение частных китайских медицинских практик в России и подготовку «местных специалистов» по китайской медицине [39]). Стоит отметить, что традиционная китайская медицина имеет вполне конкретный успешный кейс — в результате поисков “традиционных” врачей-ученых, был открыт артемизинин и его производные, за что врач Ту Юю получила сначала премию Ласкера в 2011 году и Нобелевскую премию в 2015 году, став первой китаянкой получившей эти награды [48].

Боги медицины в пантеонах древних цивилизаций

Самым ранним письменным источником, упоминавшим однолетнюю полынь, обнаруженным на сегодняшний день, являются «Рецепты от 52 видов болезней», которые были обнаружены в гробнице Мавандуй династии Западная Хань (168 г. до н. э.) в Чанше, провинция Хунань.

В царстве Асклепия

В начале мы кратко затронули фигуру Асклепия, который был то ли Богом, то ли человеком, однако о его фигуре и образе стоит рассказать отдельно. Существует несколько версий о том, кем был Асклепий и был ли он вообще. Согласно самой распространенной версии он был сыном царевны фессалийской Флегии Корониды и Бога Аполлона. Будучи беременной от Аполлона, царевна переспала с простым смертным и вызвала гнев Бога, который убил царевну, забрал из её чрева ребенка, которого он нарек Асклепий и отдал его на воспитание кентавру Хирону, который был великим мудрецом и травником. Хирон обучил всему, что знал, будущего гениального врача, а тот, в свою очередь, с самых юных лет принялся спасать окружающих от хвори. Спустя некоторое время он женился на Эпионе, которая родила ему дочерей — Гигиену, Панацею, Аскею (иммунолог), Иасо (восстанавливает силы), а также сыновей — Махаона, Подалирия (хирурги) и Телесфора (реабилитация). За его заслуги Зевс возвысил Асклепия до Бога, а места поклонений ему (асклепионы) превратились в центры реабилитации, а затем в подобия клиник.

Боги медицины в пантеонах древних цивилизаций

Руины косского асклепиона, остров Кос, современная Греция

Однако есть и другие версии жития уважаемого доктора. Например, в Илиаде Гомера Асклепий никакой не Бог, а врач, ставший царем Фессалии и сделавший своих сыновей (Махаона и Подалирия) крупными военачальниками и уважаемыми врачами, принимавшими участие в Троянской войне [40]. По иной версии, Асклепий был бастардом уважаемого человека, которого подкинули в храм Аполлона из-за чего он решил, что он и есть его сын, а воспитали его и научили врачевать местные бабки-повитухи и отставной военный врач из Эпидавра. И, наконец, самая печальная версия мифа: на талантливого и успешного врача Асклепия пожаловался Зевсу царь мертвых Аид, который утверждал, что врач забирает у него души. Несмотря на протекцию Прометея и Ахилла, Зевс решил, что из-за деятельности врача вся Эллада превратится в страну стариков и немощных (и был отчасти прав, посмотрите на демографические пирамиды развитых стран), а потому он приговорил Асклепия к смерти. Впрочем, его врачейшество не стало унывать и попав в царство Аида продолжило заниматься научной деятельностью, пытаясь изучать танатос и мертвецов. Это привело Аида в ещё большую ярость и тот наказал Асклепия лишив его памяти и разума, превратив его во взрослого с разумом маленького ребенка [41].

Но не стоит забывать о том, что смотря на Древнюю Грецию, мы не сможем понять её и её систему мифотворчества, т.к. мы даже не способны описать что значит «по-гречески», о чем в своё время писал Ницше [42]. В связи с этим не стоит игнорировать и магическое восприятие самого Асклепия — его потомки воспринимались как его божественное продолжение и звались Асклепиадами (причем даже если они были просто талантливыми врачами, а не родственниками) [43], основное действие в храмах Асклепия не имело никакого отношения к «традиционной» медицине и строилось на религиозных обрядах, стихах и чудесах (в том числе и «механических») [44], а главным учителем великого врачевателя был «дружелюбный городской кентавр» Хирон, который учил вовсе не доказательной медицине, а вполне себе языческому пониманию мира о единении с природой и превосходстве природного над людским [45].

Стоит пару слов сказать и Хироне и его значении в греческой мифологии. Сын дерзкого царя фессалийских племён лапифов и флегиев Иксиона и богиню Нефелы (по другой версии, отцом назначался бог Кронос, а матерью дочь Океана — Филира), был символом мудрого воспитания, близости к природе и былого удалого варварства. Он очень сильно выделялся среди своих собратьев кентавров, т.к. не смотря на свою монструозную природу, сочетал в себе как важные для ученого и преподавателя качества (такие как любопытство, любознательность и способность к обучению других), так и качества настоящего темного мага (знахарство, нечеловеческую ловкость и способность колдовать). Окончил свои дни Хирон как и подобает ученому — во время неудачного эксперимента, он решил испытать на себе действие яда, а точнее желчь лернейской гидры (по другой версии, он отдал свою жизнь Прометею, который мог сохранить своё бессмертие, только если ему кто-то отдаст своё). За свои похождения, он был отмечен богами и людьми, первые поместили его на небо в виде созвездия, вторые почитали его и как врача и как божество, создав множество местных культов [49].

Боги медицины в пантеонах древних цивилизаций

Аполлон поручает Хирону своего сына Асклепия — Христофор Унтербергер — 1793 год, картина находится в итальянском центральном банке в Риме, Италия

Впрочем, совершенно неважно кем был Асклепий на самом деле — богом, царем, терапевтом, хирургом, талантливым врачом, сумасшедшим жрецом или просто поп-звездой своего времени, ведь продолжатели его дела создали современную медицину и спасли бесконечное множество жизней, сохранив уважение к своему учителю.

Заключение

Когда закончился миф и началась эпоха торжества разума, врачи всё равно оставались набожными и скромными людьми, даже когда они сами прекрасно понимали, что Божественное вмешательство не причём. Так, например, лейб-медик французского короля и ревностного католика Генриха II Амбруаз Паре, говорил про свои таланты так: «Je le pansay et Dieu le guarist» — «я его перевязал, а Бог вылечил»[7]. Подобное отношение врачей к своей работе продлилось вплоть до больших перемен в европейском обществе и Великой Французской Революции, (но это тема отдельного разговора) когда элемент «божественного» окончательно покинул умы интеллектуалов или ученых. Спустя века, мы можем сколько угодно ёрничать и хихикать над практиками былых мудрецов, но наши современные практики будут восприниматься в будущем точно также, и этот текст — лишь скромное напоминание об этом и о том титаническом труде, что проделали наши предшественники.

Да хранит их Тот, Нингишизид и Асклепий, а нас — здравый смысл.

Источники

1 — Черевко Е.И., Овезова К.А. Мифы и легенды в медицинской символике // БМИК. 2016. №5.

2 — Погребняк Ю.В. Медицина Древней Греции // БМИК. 2016. №5.

3 — Гантамиров Т.Т. «ОТЕЦ ХИРУРГИИ» МАХАОН И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ АНТИЧНОЙ МЕДИЦИНЫ // Научные известия. 2021. №24.

4 — Кара А., Новикова О. М. МЕДИЦИНА АСКЛЕПИЯ //Издается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России. – 2023. – С. 103.

5 — Ярославцева А. В. Парадигма Гиппократа и методологические, аксиологические основания современной медицины //Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – №. 1. – С. 228-235.

6 — Зубаирова-Валеева А. С. Культ Асклепия в Древней Греции. – 2019.

7 — Шматенко А. П. и др. ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННОЙ ФАРМАЦИИ В ПЕРИОД ДО ХХ СТОЛЕТИЯ //ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ИННОВАЦИИ. – С. 303.

8 — Дубянский А. М. Сваямбху // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал – URL: https://bigenc.ru/c/svaiambkhu… — Дубянский А. М. Риши // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал – URL: https://bigenc.ru/c/rishi-c99274/?v=5987100. – Дата публикации: 19.01.2023

10 — Вигасин А. А. АШВИНЫ // Большая российская энциклопедия. Том 2. Москва, 2005, стр. 592

11 — Вигасин А. А. ИНДРА // Большая российская энциклопедия. Том 11. Москва, 2008, стр. 344

12 — Elizarenkova T. Атхарваведа: Шаунака: в 3-х томах (https://ashtanga-yoga.guru/download/books/atharvaveda/Atharvaveda-1.pdf?ysclid=lyxczfn78529457187)

13 — Воробьева О.И., Покхаркар С.Ш. Sushruta — один из первых хирургов в истории медицины // Здоровье и образование в XXI веке. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/articl… (дата обращения: 22.07.2024).

14 — Суботялов Михаил Альбертович, Сорокина Татьяна Сергеевна, Дружинин Владимир Юрьевич Вклад Сушруты в становление медицинского образования // Сибирский педагогический журнал. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/articl… — Суботялова Анна Михайловна, Суботялов Михаил Альбертович Медицинские упоминания в эпических произведениях Древней Индии («Рамаяна» и «Махабхарата») // Вестник НГПУ. 2016. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/articl… — Карлова Ксения Федоровна Сет как Сет-Ра и его солнечная ипостась // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2014. №14 (136). URL: https://cyberleninka.ru/articl… — Стерликова Марина Сергеевна Семиозис культов богинь Древнего Египта, покровительствующих жизни // Вестник ТГУ. 2011. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semiozis-kultov-bogin-drevnego-egipta-pokrovitelstvuyuschih-zhizni

18 — Опарин А. А. Медицина Древнего Египта //Східноєвропейський журнал внутрішньої та сімейної медицини. – 2017. – №. 2. – С. 42-53.

19 — Башуров Зот Кирьянович Лечение переломов в Древнем Египте // Травматология и ортопедия России. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/articl… — Рахмонов Р. И. «Авеста» великий историко-правовой источник //Проблемы современной науки и образования. – 2013. – №. 2 (16). – С. 132-133.

21 — Ковалев В. В. Проблема изучения эсхатологических взглядов праиндоевропейцев //Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2022. – №. 1 (65). – С. 193-199.

22 — Оришев А. Б., Мамедов А. А. О. Дуализм зороастризма и проблема морального выбора в религиозном сознании талышского народа //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – №. 5 (67). – С. 123-128.

23 — Сологубова М. В. Эрмитажная цилиндрическая печать из Вавилонии с изображением богини врачевания Гулы: о соотношении надписи и изображения в глиптике касситского периода //Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. – 2015. – №. 1. – С. 106-114.

24 — Дудкин В. В. и др. Применение бани в качестве средства восстановления и повышения работоспособности в трудовой и спортивной деятельности. – 2003.

25 — Лудан В. В. Роль возникновения символа медицины змея на пути познания природы и развития мышления древнего человека //Таврический медико-биологический вестник. – 2018. – Т. 21. – №. 2. – С. 138-142.

26 — Тернавский Н. А. Шумерские боги ки, энки, Эрешкигаль и концепт земли в селькупском языке //Культурная жизнь Юга России. – 2014. – №. 2. – С. 32-33.

27 — Хакимова Муяссар Рашидовна, Болтаев Нажмиддин Нуриддинович, Дусткобилов Фазлиддин Юсупович, Назаров Олим Хуррамович, Бобокулов Шерзод Савбатович Цивилизация Древнего Востока. Древняя Вавилония // Евразийский научный журнал. 2018. №5.

28 — Буриев К. Б. ВОЗНИКНОВЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В БИБЛИОТЕКАХ //ББК 71+ 85 К 90. – 2013. – С. 180.

29 — Демьяненко И.А., Третьякова О.С., Сухарева И.А. Вклад выдающихся врачевателей древности в становление медицины // ТМБВ. 2016. №3.

30 — Ушакова М. Ю. ИСТОРИЯ ПРОФЕССИИ ВРАЧА-ПАТОЛОГОАНАТОМА //Ответственный редактор. – 2021. – С. 130.

31 — Канатова А. Х. Особенности китайской культуры питания //Научный потенциал регионов на службу модернизации.—Астрахань: АИСИ. – 2011. – С. 243-246.

32 — Дмитриев С. В. ФУ-СИ // Большая российская энциклопедия. Том 33. Москва, 2017, стр. 674

33 — ПАНЬ-ГУ // Большая российская энциклопедия. Том 25. Москва, 2014, стр. 244

34 — Лазаренко В. Г. Государственное управление медициной в Древнем Китае //Проблемы социальной гигиены и история медицины. – 2007. – Т. 6. – С. 58-60.

35 — Попова О. А. «ТРИ ВЛАСТИТЕЛЯ» КАК КУЛЬТУРНЫЕ ГЕРОИ КИТАЯ //И 68 Иностранные языки в современном мире: материалы Международной. – 2022. – С. 553.

36 — Region W. H. O. W. P. et al. WHO international standard terminologies on traditional medicine in the Western Pacific Region //World Health Organization. – 2007.

37 — Казакова И. В. Некоторые аспекты китайской традиционной медицины. – 2018.

38 — Ван Хайянь, Кузьменко Г. Н. ПРОБЛЕМА НАУЧНОГО СТАТУСА ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ В КНР // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. 2023. №1 (45).

39 — Харитонова В. И., Павлова Л. А., Ли С. Китайская традиционная медицина: возможности распространения в России //Медицинская антропология и биоэтика. – 2018.

40 — Джарман О. А. Эллинистическая религия Асклепия в поздней греко-римской культуре в свете христианской духовной традиции //Христианское чтение. – 2010. – №. 3. – С. 113-143.

41 — Валеева А. Р. КРИСТОФ ХАЙН: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МИФА ОБ АСКЛЕПИИ //СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МИРОВОМ НАУЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: сборник статей Международной научно-практической конференции (12 мая 2021 г, г. Екатеринбург).-Уфа: OMEGA SCIENCE, 2021.–261 с. – 2021. – С. 139.

42 — https://nietzsche.ru/works/sobranie/vorwort/gomer/

43 — Тахо-Годи А. А. АСКЛЕПИЙ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://old.bigenc.ru/world_hi… Дата обращения: 11.11.2024

44 — Джарман Ольга Александровна Чудо в культуре античности в период зарождения христианства: народные верования и личная религия // Христианское чтение. 2014. №5.

45 — Пичугина Виктория Константиновна ХИРОН КАК НАСТАВНИК В МЕДИЦИНЕ АХИЛЛЕСА И АСКЛЕПИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МИССИЯ ГОРОДСКОГО КЕНТАВРА // HYPOTHEKAI. 2022. №6.

Источник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*