Длинные истории
Человек. Эволюция. Homo sapiens. Слова, которые мы слышим постоянно, но что они значат? Что объединяет человека и обезьяну? Есть ли у обезьян моральные качества?
Прямо сейчас в 15:00 12 октября на фестивале «Наука 0+» Ирина Хомякова расскажет нам о тернистом пути эволюции человека.
Ирина Анатольевна Хомякова — ведущий научный сотрудник НИИ и музея антропологии МГУ, член Европейской Антропологической ассоциации и Московского общества испытателей природы. Перейдем к происходящим событиям.
За несколько минут до начала лекции люди начинают заходить в аудиторию, Ирины Анатольевны еще нет. Если окинуть взглядом весь зал, можно заметить, что в зале сидит множество людей: подростки, взрослые, иностранцы, родители с детьми. Удивительно, что история происхождения нашего вида заинтересовала столько разных личностей.
И вот, в аудиторию величественно заходит наш спикер. Ирине Анатольевне помогли настроить техническое оборудование, и мы полностью погрузились в научную атмосферу на целые 50 минут.
Повествование Ирины Хомяковой начинается с ошеломлявшего факта: «Мы — приматы». Люди относятся к роду семейства гоминид (надсемейство — человекообразные). Наиболее близкие к нам обезьяны — гориллы, шимпанзе, орангутанги. Мы схожи с шимпанзе, примерно, на 98,8%. Пока слушаешь рассказ спикера возникает вопрос, что же объединяет нас с вышеперечисленными обезьянами? И Ирина Анатольевна, будто почувствовав, отвечает на наш вопрос. Конечности, верхние и нижние; строение лица; зрение; возможности локомоции; репродуктивные функции — некоторые объединяющие нас с человекообразными обезьянами признаки. Интересный факт: у обезьян, как и у человека, очень длительный период детства. У орангутанов, например, он длится 9-10 лет. Это происходит, потому что малыши рождаются совершенно неприспособленными к самостоятельной жизни и долгое время не отходят от мамы. Та, в свою очередь, пытается научить малыша выживать в условиях дикой среды.
После усвоения нами информации о схожести человека и человекообразных обезьян, Ирина Анатольевна начинает свой рассказ про основные физиологические свойства приматов после эволюции ( по NAPIER, 1971 года): увеличение размеров тела; увеличение мозга; фронтально расположенные глаза, бинокулярное зрение; укорочение морды и потеря обонятельной чувствительности; цепкая, способная к манипулированию кисть, сохранение пяти пальцев на кисти и стопе; полная подвижность конечностей.
Постепенно спикер переходит к теме ученных. Ирина Анатольевна рассказывает нам о Луис Лики, работы которого сыграли огромную роль в изучении эволюционного прошлого человека в Африке. Меня также очень заинтересовал рассказ о трех женщинах-ученных работающих с Лики: Джейн Гудолл, Дайан Фосси и Бируте Галдикас. Они провели долгосрочные исследования поведения шимпанзе, горилл и орангутанов в естественной среде обитания.
Дальше звучит информация об открытиях качеств приматов, которые обескуражили всех! Они способны к орудийной и конструктивной деятельности, соблюдению «культурных» традиций, социальному поведению (охота, целенаправленное планирование и т.д), проявлению эмпатии и альтруизма. Они также умеют шутить и играть в сложные игры, что является проявлением хорошего интеллекта.
Дальше мы переходим к теме «Эволюция приматов». Изначально было две ветви эволюции: от парапитеков отходит первая ветвь — в направлении человека, вторая ветвь — человекообразные приматы. А сейчас Елена Анатольевна рассказывает нам про методы исследования и показывает схемы эволюции приматов. Как же сложно понять все эти таблицы и схемы, человеку который не увлекается биологией, но благодаря рассказу лектора все становится гораздо понятнее. Особенно обширно мы затрагиваем тему похолодания (20-25 млн. лет назад): оно сыграло огромную роль в эволюции, в это время появляются человекообразные обезьяны.
Следующий термин, который звучит в нашей аудитории — бипедия. 7-1 млн. лет назад предки гоминид начали систематически осваивать саванну; одной из форм адаптации к такому образу жизни могла стать двуногость/прямохождение — бипедия. У обезьян появляется 3 основные проблемы: пища, вода, враги.Как же они решали эти проблемы? Первый вариант — обитание в сохранившихся лесных зонах, второй — обитание в саваннах и редколесьях, изменение поведения и локомоции. Каждый выбирал свой путь.
И на четырнадцатой минуте звучит название последней темы «Антропогенез». Ирина Анатольевна говорит, что это самая легкая тема, которая есть сегодня у нас. Мы начинаем наш разговор о австралопитеках, сравниваем скелеты и череп человека и австралопитека. Спикер озвучивает вывод: у нас укоротились верхние конечности и увеличились нижние, изменились череп, лицо. Первое место, где появились изучаемые нами объекты — Африка, хотя некоторые ученые пытаются с этим поспорить, так как были найдены костные останки в Юго-восточной Азии, но палеонтологи отвергли эту теорию. В голове просится вопрос, где же началась сама эволюция? Но никто не может ответить на него — точного места нет. Были находки в Европе, Азии, но окончательный вывод сделать нельзя.
Под конец лекции мы кратко пробегаемся по находкам, раскопкам. Первая находка была совершена Раймондом Дартом. Он нашел череп австралопитека! А Дональд Джохансон смог обнаружить скелет австралопитека!
И слышаться звон, оповещающий, что лекция подошла к концу. Ирина Анатольевна делает вывод: прямохождение — первое, что послужило эволюции. Дальше она отвечает на вопросы заинтересованных слушателей: эволюционируют ли обезьяны сейчас? Возможно ли сейчас найти что-то такое, что перевернет теорию эволюции полностью? Какой набор хромосом у австралопитеков?
Ответы на вопросы у спикера занимает десять минут. Закончив отвечать на последний вопрос, Ирина Анатольевна говорит, что лекция подошла к концу, на весь зал раздается хлопки. После продолжительных аплодисментов все поднимаются и выходят из зала. Меня поразило все: лекция, любознательность людей и наша история. Удивительно, насколько сложно наше строение и окружающий мир! Я на всю жизнь запомню цитату Карла Линнея, прощвучавшую сегодня: «Человек разумный, познай самого себя».
Фотогалерея