22 октября в московском ДК МИИТ в исполнении артистов Санкт-Петербургской филармонии прошел спектакль “Гроза” по пьесе Островского.
В современной России если кто-то всерьез собирается поставить пьесу из школьной программы, то надо придумывать свою, оригинальную идею, а если учесть то, что классиков заставили до дыр еще сто лет назад, то создать что-то новое невозможно совсем. Классика опускается на уровень ТЮЗа, ну а большинство школьников знакомятся с Чеховым, Островским, Тургеневым только на уроках.
Многие думают: зачем смотреть Тургенева в оригинальной постановке, если можно сразу идти на “Му-Му” Крымова?
Оригинальные постановки прежде всего помогают нам понять изначальный замысел автора. Да, сейчас они кажутся банальными и наивными, но нельзя понять что хотел сказать тот же режиссер Крымов, если мы не знаем, как думал Тургенев.
Фестиваль “Школьная классика”создан как раз для этого. Это место, где подростки могут посмотреть оригинальные постановки авторов, которых они проходят на уроках литературы.
Свет. Занавес.Несмотря на то, что из декораций только один деревянный пандус, чувствуется атмосфера городской ярмарки. На сцене динамика, ее много, а битком заполненный зал встречает это восторженными аплодисментами. Кстати, в зале сидят почти одни подростки. Классы, одинокие ценители и даже влюбленные парочки.
Актеры выходят на сцену разогретыми и с первой минуты входят в образ. Никакого кривляния, ТЮЗа и разжевывания, это очень натуралистичная актерская игра. Настолько натуралистичная, что иногда становится страшно: кажется, что мы переживаем то же что и герои. они понимают, понимают, что от того как они сыграют, будет зависеть впечатление подростков не только о спектакле, но и о произведении, и даже о целом литературном разделе.Зал чувствует это и под конец каждой сцены эмоционально аплодирует. Саша и Саша, школьники
Мы на спектакле с классом, но увлекаемся литературой и даже сдаем ОГЭ по ней. Постановка очень понравилась, особенно хочется выделить актерскую игру. “Грозу” мы уже прошли в классе, и сценические образы персонажей не полностью совпадали с тем, что мы представляли во время чтения, например Кабаниху мы представляли более спокойной и тихой, а Тихона более интеллигентным и спокойным, но для того чтобы понять пьесу лучше, стоило сходить на спектакль.
Татьяна Александровна, учитель:
На этот спектаклю я привела свой класс, мы только что прошли “Грозу”. Мне безумно понравилась актерская игра и концептуальность постановки, хотя было довольно сложно быть не учителем, который преподает эту пьесу, а зрителем. А еще ребята в классе специально учили монолог Кулебина, который мы услышали сегодня. Я считаю, что “Школьная классика” помогает школьникам воспринимать литературу не как сухой предмет, который надо зубрить, а как искусство, которое надо понять полюбить.
Зрителям очень повезло с актерами, а актерам — со зрителями. Создатели спектакля старались, и публика это оценила. Каждый по-разному относится к постановкам русских классиков в оригинале, но “Гроза” на “Школьной классике” — тот спектакль, на который точно надо сходить.