Viride est id quod habet vires – Зелёное есть то, что обладает мощью
Марк Теренций Варрон
Зелёный цвет — самый чарующий оттенок, который хранит в себе многовековую историю, сплетенную из множества мифов, символов и культурных традиций.
История зелёного цвета — это хроника человеческого восприятия природы, отношений с ней, стремления к гармонии. Зелёный всегда был близок человеку — как в легком шорохе весенних листьев, так и в глубине дремучих лесов. Но его путь не был простым. В древности зелёный цвет символизировал плодородие и магическую силу природы, однако уже в средневековой Европе ассоциации изменились: цвет стал принадлежать к нечистой силе. Возрождение подарило ему новую жизнь — в этот период зелёный облачился в одежды благородства и утонченности, покоряя сердца художников и монархов. В этой статье мы более детально рассмотрим значение зелёного цвета в разных исторических эпохах.
Зелёный в античности
«Флора», фреска из Помпеи, Национальный археологический музей Неаполя. Источник: https://deziiign.ru/project/343b42603f154005aa906f47e4daafdb
Как пишет французский историк Мишель Пастуро в своей книге «Зелёный. История цвета», ни один рецепт изготовления красок, ни один документ, ни одно изображение или произведение искусства Античности и раннего Средневековья не свидетельствует о том, что люди того времени смешивали синий и желтый для получения зелёного.
Однако в Древнем Египте зелёный цвет являлся воплощением процветания, благополучия и богатого урожая. Для создания изображений на стенах гробниц и свитках папируса египетские художники использовали тонко измельченный малахит, который добывали в пустынях Синая и восточных землях. Даже в сокровищнице Тутанхамона были найдены следы краски, сделанной с добавлением малахитового пигмента. Помимо дорогого малахита, мастера применяли более доступные смеси жёлтой охры с синим азуритом. А для придания тканям зелёного оттенка их сначала окрашивали шафраном в желтый, а затем погружали в синий краситель, изготовленный из корней растений.
Для египтян зелёный цвет нёс глубокий символизм. Иероглиф, обозначающий зелень, представлял собой росток папируса. Он выражал единство этого цвета с жизнью, растительностью и возрождением. В настенных росписях бог подземного мира Осирис часто изображался с зелёным лицом, поскольку этот цвет ассоциировался с крепким здоровьем и вечной жизнью. В гробницах находили палитры зелёного макияжа, сделанные из малахита. Макияж наносили вокруг глаз для защиты от зла как живым, так и усопшим. Также египтяне даже море называли «очень зеленым».
В Древней Греции границы между зелёным и синим были размыты; одно и то же слово могло описывать как цвет моря, так и цвет деревьев. Философ Демокрит различал два оттенка зелени: клорон — бледно-зелёный, и прасинон — лучезарно-зелёный. Аристотель считал зелёный цвет неким мостом между чёрным, символизирующим землю, и белым, символизирующим воду. Однако зелёный не входил в число четырёх классических цветов греческой живописи — красного, жёлтого, чёрного и белого — и встречался в искусстве крайне редко.
В Древнем Риме зелёный был цветом Венеры, богини садов, виноградников и зелени. Римляне создали яркий зелёный пигмент, который использовался для украшения стен в Помпеях, Геркулануме и других городах. Они также использовали пигмент verdigris, полученный путём погружения медных пластин в ферментирующееся вино. Ко II веку н. э. зелёный цвет стал широко применяться в римских картинах, мозаиках и стекле. О важности этого цвета говорит тот факт, что в латинском языке существовало около десяти разных слов для обозначения его оттенков.
Фреска виллы Ливии (I в н.э). Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вилла_Ливии
Двойственная натура зелёного цвета в Средние века
В Средневековье зелёный являлся символом молодости, весны и любви, но также символизировал нестабильность и опасность. В религиозной символике зелёный занимал второстепенное место и часто ассоциировался с демоническими силами и колдовством. В рыцарской культуре зелёный символизировал ритуалы и магические силы, но также использовался как цвет амурных приключений и обольщения.
В эту эпоху встречались весьма причудливые способы создания зелёной краски. В одном из рецептов XII века, например, предлагалось вымачивать медные опилки в уксусе — в зависимости от варианта, это могло занять либо три дня, либо целых девять месяцев. Только представьте себе ждать приготовления краски почти год! Как отмечает Мишель Пастуро, для Средневековья такие практики являлись обыденными, и сам ритуал обладал гораздо большей ценностью, чем конечный результат.
Хотя первые эксперименты по смешиванию синей и жёлтой красок для получения зелёного цвета начали проводить ещё в XII веке, эта техника не получила широкого распространения. Даже в эпоху великих мастеров XVI века, таких как Леонардо, Рафаэль и Тициан, художники предпочитали использовать уже готовую зелёную краску. Исключение составляли лишь немногие, в том числе венецианские художники Джованни Беллини и Джорджоне.
Джорджоне “Святое семейство”, 1500 Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Джорджоне
Отношение к зелёному цвету поменялось благодаря открытию цветового спектра. Молодой английский учёный Исаак Ньютон в 1676 году смог разложить белый луч на несколько цветных лучей. Своим открытием Ньютон предложил обществу новый цветовой порядок, в котором зелёный находился между желтым и синим.
Ван дер Вейден, Рогир, «Читающая Мария Магдалина», 1445, Лондонская национальная галерея. Источник: https://old.bigenc.ru/fine_art/text/3512047
Зелёный цвет в XVIII и XIX веках
На рубеже 18 и 19 веков были созданы синтетические зелёные пигменты и красители, которые постепенно вытеснили старые минеральные и растительные аналоги. Эти новые красители отличались большей стойкостью и яркостью, хотя некоторые из них содержали опасный уровень мышьяка, что привело к их последующему запрету.
В этот период зелёный цвет ассоциировался с романтизмом в литературе и искусстве. Французский философ Жан-Жак Руссо восхвалял природу, а немецкий поэт и философ Гёте утверждал, что зелёный — это самый умиротворяющий цвет. Художники Джон Констебль и Жан-Батист-Камиль Коро, запечатлевали в своих работах зелёные пейзажи сельской местности и лесов, противопоставляя их дымным серым и чёрным оттенкам промышленной революции.
Во второй половине XIX века зелёный цвет в искусстве начал вызывать не только ассоциации с природой, но и особые эмоции. Американский художник Джеймс МакНил Уистлер одним из первых сделал цвет центральным элементом своих картин, создавая серию произведений под названиями «симфонии» и «нотки», включая «Симфонию в сером и зелёном» (1866-1872).
Джеймс МакНил Уилстер, «Симфония в сером и зелёном», 1866-1872 Источник: https://ru.pinterest.com/pin/359443613980941198/
К концу XIX века активно изучались различные теории цвета. Бытовало мнение, что красный и зелёный цвета усиливают друг друга. Эти идеи нашли отклик у многих художников, например, у Винсента Ван Гога. В письмах к брату Тео, описывая свою картину «Ночное кафе» (1888), он писал: «Я пытался выразить ужасные человеческие страсти через сочетание красного и зелёного. Комната кроваво-красная и бледно-жёлтая, с зелёным бильярдным столом в центре, и четыре лампы лимонно-жёлтого цвета, окружённые лучами оранжевого и зелёного. Всё это — борьба и противопоставление различных оттенков красного и зелёного».
Символика зелёного цвета в современности
В начале XX века зелёный продолжал ассоциироваться с природой, миром и возрождением. Однако с развитием науки, особенно в области экологии, зелёный стал символом защиты окружающей среды. Он олицетворял сохранение природы и борьбу с загрязнением. В 1960-е и 1970-е годы, с ростом экологических движений, зелёный приобрел более политическое значение. Он стал цветом «зелёных» партий и активистов, борющихся за чистоту планеты, устойчивое развитие и противостоящих разрушительным последствиям индустриализации.
В искусстве зелёный по-прежнему оставался многогранным символом. В фовизме и модернизме зелёный использовался для передачи как гармонии, так и напряжения. Часто с зелёным цветом экспериментировали Анри Матисс и Василий Кандинский.
Анри Матисс, «Лоретта в зеленой шляпе», 1916 Источник: https://ru.ruwiki.ru/wiki/Матисс,_Анри
Василий Кандинский, «Зеленый», 1931 Источник: https://ru.pinterest.com/pin/532832199653852181/
В 1980-х годах зелёный стал политическим символом, цветом Партии зелёных в Германии и во многих других европейских странах. Это символизировало экологическое движение, а также новую политику левых, которая отвергла традиционный социализм и коммунизм. Кроме того, в популярной культуре зелёный часто ассоциируется с актуальными сферами жизни такими как цифровизация и виртуальная реальность. В кинематографе и видеоиграх зелёный символизирует искусственный интеллект, компьютерные коды и виртуальные миры, как это видно, например, в серии фильмов «Матрица».
Изумрудный ФИЯР
Ни для кого не секрет, что цветом нашего факультета является такой благородный оттенок зелёного, как изумрудный. О том, как фияровцы стали изумрудными, поделился Дмитрий Борисенко, аспирант и капитан футбольной команды нашего факультета.
«Все началось с футбольной команды, когда я стал главным организатором, а затем капитаном сборной. У каждой футбольной команды есть, помимо названия, цвет, с которым они ассоциируются: ЦСКА – красно-синие, Реал Мадрид – сливочные, Динамо – бело-голубые. И мне тоже захотелось, чтобы нашу команду по-особенному называли в спортивных обзорах, поскольку у нас слишком многоплановые курсы, чтобы их как-то объединить в одно название, как это делают на других факультетах. Нас не назвать лингвистами — есть переводчики, регионоведы, культурологи».
«По поводу выбора цвета – это сугубо моя инициатива. К тому же, у нас внизу стоит зелёный прессвол, а также есть зелёные брошюры. Но мне этот цвет показался слишком банальным, поэтому я начал подбирать интересные по названию оттенки. Так было положено начало развитию идеи изумрудных. И в нашей культуре много примеров употребления изумрудного цвета, например, “ядра – чистый изумруд”, “Волшебник Изумрудного города” и даже существует библейская легенда, что Святой Грааль сделан из изумруда».
Редактор: Вероника Давыдова