Главная / В стране / Краткий отчет о ректорском совещании 5 сентября

Краткий отчет о ректорском совещании 5 сентября

СПбГУ вошел в  топ-35 лучших вузов мира в  международном рейтинге «Три миссии университета»

Санкт-Петербургский университет занял 35  место среди лучших вузов мира по  версии Московского международного рейтинга «Три миссии университета» (MosIUR), улучшив свои позиции по  сравнению с  результатами прошлого года. СПбГУ стал вторым среди российских вузов, уступив лишь МГУ имени М.  В.  Ломоносова и  опередив все петербургские университеты ( СПбГУ вошел в  топ-35 лучших вузов мира в  международном рейтинге «Три миссии университета» ).

Глобальный рейтинг «Три миссии университета»   — один из  масштабных мировых рейтингов вузов. Он  оценивает все три ключевые миссии университета: образование, наука и  взаимодействие с  обществом. Несмотря на  ежегодное увеличение количества участников, Санкт-Петербургский государственный университет регулярно улучшает свои позиции. В  текущем году в  рейтинг вошли 1800 университетов из  103 стран мира, в  том числе 146 высших учебных заведений из  России. Традиционно лидирующие позиции среди российских вузов занимают МГУ имени М.  В.  Ломоносова и  Санкт-Петербургский университет.

О  допущенных обучающимися СПбГУ нарушениях положений законодательства Российской Федерации, локальных актов СПбГУ

Информация о  нарушении локальных нормативных актов и  положений законодательства Российской Федерации обучающимися СПбГУ в  2021 и  2022 годах обсуждалась на  ректорских совещаниях 20.06.2022 , 16.05.2022 , 18.04.2022 , 17.01.2022 , 11.10.2021 , 15.06.2021 .

За  период с  18  июня по  2  сентября 2022 года на  территории Университета было зафиксировано нарушение локальных нормативных актов СПбГУ семью обучающимися. По  уровням обучения: среднее профессиональное образование  — 2; бакалавриат  — 3; магистратура  — 1, аспирантура  — 1. По  направлениям обучения: науки о  Земле  — 1; менеджмент  — 1; физическая культура (колледж)  — 2; математика и  механика  — 1; прикладная математика и  процессы управления  — 1; социология  — 1.

Виды нарушений:

п.  2.2 Положения о  контрольно-пропускном и  внутриобъектовом режимах в  СПбГУ, а  именно: проход и  проезд на  объекты СПбГУ, в  отношении которых иными локальными актами не  установлен специальный режим допуска, осуществляется через КПП  — 1 п.  10.1.9 Правил проживания в  общежитиях СПбГУ: невнесение платы за  жилое помещение и  коммунальные услуги  — 1 п.  10.1.3 Правил проживания в  общежитиях СПбГУ, а  именно: несоблюдение чистоты и  порядка в  жилом помещении  — 1 п.  10.2.8 Правил проживания в  общежитиях СПбГУ, а  именно: проведение посторонних лиц в  общежитие, нарушение пропускного режима  — 1 п.  2.1.7, 2.1.10, 6.1.9 Правил внутреннего распорядка обучающихся СПбГУ, а  именно: несоблюдение правил техники безопасности, пожарной безопасности и  иных специальных правил как в  процессе обучения, так и  в  иные периоды пребывания на  территории Университета; нарушение тишины и  покоя в  ночное время  — 2 п.  10.2.1, 10.2.5, 10.2.7, 10.2.13 Правил проживания в  общежитиях СПбГУ, а  именно: самовольное переселение из  одного жилого помещения в  другое в  общежитиях СПбГУ; выполнение в  помещениях общежития работ и  совершение действий, создающих нарушающие нормальные условия проживания обучающихся в  других жилых помещениях повышенный шум и  вибрацию; совершение на  территории и  в  общежитиях СПбГУ действий, которые могут повлечь применение мер дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности  — 1

С  обучающимися проведена разъяснительная работа, сформированы комплекты документов для объявления дисциплинарных взысканий, которые направлены на  рассмотрение Студенческому совету (Совету обучающихся) СПбГУ. После получения мнения Студенческого совета СПбГУ будет принято решение о  привлечении обучающихся к  дисциплинарной ответственности. В  отношении одного обучающегося комплект документов для объявления дисциплинарного взыскания будет направлен на  рассмотрение Студенческому СПбГУ после выхода обучающегося из  академического отпуска  — в  начале декабря 2022  года. В  настоящее время на  рассмотрении у  Студенческого совета СПбГУ находятся 53  комплекта документов, из  них 24  были направлены более четырех месяцев назад, 20  — более трех месяцев назад, шесть  — более месяца назад.

На  прошлой неделе завершился основной этап поселения в  общежития иногородних обучающихся, зачисленных в  СПбГУ на  первый курс. В  адрес должностных лиц Университета от  обучающихся поступает информация о  том, что в  социальных сетях со  стороны отдельных студентов  и (или) третьих лиц появляются призывы к  совершению противоправных действий на  территории комплекса общежитий СПбГУ (нарушение Правил внутреннего распорядка СПбГУ, в  том числе норм о  соблюдении тишины в  ночное время, о  запрете на  потребление алкогольной продукции на  территории комплекса общежитий). В  связи с  этим представляется целесообразным напомнить, что подобные нарушения со  стороны обучающихся были зафиксированы в  начале предыдущего учебного года, а  именно  — в  ночь с  18  на 19  сентября 2021  года. Эта ситуация, а  также ее  последствия обсуждались на  ректорских совещаниях 20.09.2021 , 04.10.2021 , 01.11.2021 , 08.11.2021 и  30.11.2021 .

Нарушение общественного порядка повлекло задержание семи обучающихся Университета сотрудниками правоохранительных органов и  привлечение их  к  административной ответственности за  совершение правонарушений, предусмотренных КоАП  РФ: потребление (распитие) алкогольной продукции в  запрещенных местах (статья 20.20), появление в  общественных местах в  состоянии опьянения (статья 20.21), мелкое хулиганство, то  есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к  обществу (статья 20.1), неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции (статья 19.3). В  результате шесть обучающихся были отчислены из  Университета, одному обучающемуся объявлен выговор.

Первый проректор по  молодежной политике и  организации приема Александр Вячеславович Бабич призвал руководителей учебно-научных подразделений в  ходе встреч с  представителями студенческих советов (советов обучающихся), старостами групп и  представителями студенческих объединений дополнительно обсудить вопрос о  недопустимости нарушения общественного порядка на  территории СПбГУ, включая комплекс общежитий СПбГУ, и  о  последствиях совершения обучающимися подобных действий (применение к  обучающимся мер дисциплинарного взыскания вплоть до  отчисления из  Университета).

О  Дне первокурсника

В  день посвящения в  студенты первокурсники Санкт-Петербургского университета дали клятву универсанта, а  над площадью академика Сахарова были подняты флаги Российской Федерации, Санкт-Петербурга и  СПбГУ.

С  началом нового учебного года студентов поздравил ректор СПбГУ, член-корреспондент Российской академии наук Николай Михайлович Кропачев. Он  отметил, что молодые люди уже добились победы  — поступили в  один из  лучших вузов, получив возможности для общения с  выдающимися преподавателями и  учеными, использования уникальных ресурсов. В  СПбГУ функционирует высокотехнологичный Научный парк (23  ресурсных центра, более 250 высококвалифицированных инженеров, объем инвестиций в  оборудование  — более 7,5 миллиардов рублей), работает лучшая по  составу и  многообразию фондов университетская библиотека (более 7  миллионов единиц хранения, более 129 миллионов электронных источников), осуществляется подготовка самых востребованных в  стране онлайн-курсов (более 300 онлайн-курсов, более трех миллионов слушателей).

Ректор подчеркнул, что Университет  — это сообщество не  только студентов и  преподавателей, но  и  выпускников, а  также партнеров, контактами с  которыми СПбГУ особенно силен. Поздравления с  началом учебного года в  Университет направили заместитель председателя Совета безопасности Российской Федерации, председатель попечительского совета СПбГУ Дмитрий Медведев; председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин; председатель Совета федерации Федерального собрания Российской Федерации, член попечительского совета СПбГУ Валентина Матвиенко; председатель Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Вячеслав Володин; генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов; помощник президента Российской Федерации Андрей Фурсенко; заместитель председателя Правительства Российской Федерации, член попечительского совета СПбГУ Дмитрий Чернышенко; полномочный представитель президента Российской Федерации в  Северо-Западном федеральном округе Александр Гуцан; президент Российской академии наук, член попечительского совета СПбГУ, академик Российской академии наук Александр Сергеев; главный исполнительный директор, председатель правления, заместитель председателя совета директоров ПАО «НК «Роснефть«», член попечительского совета СПбГУ Игорь Сечин; генеральный директор ПАО «Интер РАО», член попечительского совета СПбГУ Борис Ковальчук; губернатор Ленинградской области, член попечительского совета СПбГУ Александр Дрозденко и  многие другие ( Студенты СПбГУ встретили начало нового учебного года ).

Праздничные мероприятия завершились на  стрелке Васильевского острова, где состоялась церемония «Кораблик надежды», в  ходе которой универсанты смогли отправить кораблики со  своими желаниями в  плавание по  невским волнам. Также у  гостей была возможность запустить «кораблики желаний» в  плавание в  онлайн-формате .

Об  издании учебного пособия «История России»

Как рассказала первый проректор по  учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, к  настоящему моменту Университетом разработано более 300 онлайн-курсов, одним из  которых является курс «История России», размещенный на  платформе «Открытое образование» на  русском и  английском ( History of Russia: from Ancient Rus to  the Time of  Troubles , History of  Russia: from Peter the Great to  the Revolution , History of  Russia: from NEP to  Modern Times ) языках, а  также на  китайском языке на  платформе XuetangX .

Этот онлайн-курс включен во  все образовательные программы бакалавриата и  специалитета СПбГУ, а  также активно используется в  других вузах России (Государственном институте русского языка имени А.  С.  Пушкина, Сибирском федеральном университете, Уральском федеральном университете, Южном федеральном университете и  других).

В  Виртуальную приемную СПбГУ обратилась иностранная студентка, которая начала изучать этот онлайн-курс, но  сочла его сложным для восприятия зарубежной аудиторией и  предложила подготовить учебник в  дополнение к  курсу. По  результатам рассмотрения обращения было принято решение о  подготовке соответствующего учебного пособия.

К  1  сентября пособие «История России» было опубликовано в  Издательстве СПбГУ. В  авторский коллектив вошли Т.  В.  Буркова, Е.  А.  Беседина, А.  Х.  Даудов, Р.  А.  Наливайко, Н.  А.  Портнягина. Пособие предназначено для иностранных студентов, обладающих базовыми знаниями русского языка, и  включает в  себя 14  глав, которые соответствуют модулям курса. Издание призвано помочь иностранным обучающимся в  освоении актуальных проблем истории России. Учебный аппарат пособия включает глоссарий, вопросы для повторения и  закрепления прочитанного материала, информацию о  рекомендуемых для изучения материалов.

Презентация учебного пособия «История России» запланирована на  14:00 20  сентября в  онлайн-формате. Информация о  мероприятии будет опубликована на  портале СПбГУ.

О  программе поддержки творческой молодежи

Важным фактором укрепления кадрового состава учебно-научных подразделений СПбГУ является постоянный приток молодых талантливых ученых. Однако, не  создавая условий для привлечения и  удержания молодежи, трудно рассчитывать на  решение этой задачи.

Как рассказал проректор по  организации работы с  персоналом Владимир Валерьевич Еремеев, в  СПбГУ есть примеры работающих программ поддержки талантливых молодых ученых, которые действуют более десяти лет в  коллективах Института химии и  физического факультета. В  штатном расписании определены ставки ассистентов и  старших преподавателей, предназначенные для молодых перспективных ученых, молодых кандидатов наук в  возрасте до  33  лет, которых избирают по  конкурсу. Победителям конкурсов устанавливается пониженная учебная нагрузка, чтобы они имели возможность наряду с  преподаванием вести активную научную работу. В  Институте химии из  средств, переданных в  распоряжение директора, для стимулирования достижений молодых ученых выделяется отдельный премиальный фонд. Аналогично, но  в  другом формате стимулируются участники программы в  коллективе физического факультета. Продолжительность программы  — пять лет (ассистент  — три года, старший преподаватель  — два года).

Всего в  программе поддержки творческой молодежи в  Институте химии участвовало более 100  работников, из  которых 72  % получили высшее образование в  СПбГУ. В  настоящее время программой охвачен 21  человек.  68  % от  общего числа участников программы на  сегодняшний день сохраняют трудовые отношения с  Университетом, работая на  различных должностях. Необходимо отметить, что в  программе принимали участие Анастасия Владимировна Пенькова (33  публикации в  Scopus  / WOS CC  за  период с  2018 года по  настоящее время) и  Константин Николаевич Семенов (58  публикаций в  Scopus  / WOS CC  за  период с  2018 года по  настоящее время), которые стали профессорами Института химии в  возрасте до  40  лет.

Доценты Института химии, которые начинали свою профессорско-преподавательскую карьеру с  программы поддержки творческой молодежи, за  период с  2018 года по  настоящее время имеют 645 публикаций в  Scopus  / WOS CC. В  среднем на  каждого из  таких доцентов за  указанный период приходится по  19  публикаций в  Scopus  / WOS  CC (за  то  же время все доценты Института химии имеют средний показатель количества публикаций, равный 15,7).

Среди работников физического факультета в  программе участвовало более 90  человек, из  которых 89  % получили высшее образование в  СПбГУ. В  настоящее время программой охвачено 19  работников.  66  % от  общего числа участников программы на  сегодняшний день имеют трудовые отношения с  Университетом, работая на  различных должностях.

Доценты физического факультета, которые начинали свою профессорско-преподавательскую карьеру с  программы поддержки творческой молодежи, за  период с  2018 года по  настоящее время имеют в  общей сложности 560 публикаций в  Scopus  / WOS CC. В  среднем на  каждого из  таких доцентов за  указанный период приходится по  25,7 публикаций в  Scopus  / WOS  CC (за  то  же время все доценты физического факультета имеют средний показатель количества публикаций, равный 12,1).

Таким образом, констатировал В.  В.  Еремеев, программа поддержки творческой молодежи действительно обеспечивает приток талантливых молодых людей в  состав научно-педагогических работников СПбГУ. Более 70  % участников программы являются выпускниками Университета, что свидетельствует о  ее  высокой привлекательности среди наших выпускников, которые остаются в  стенах СПбГУ для продолжения профессиональной научной и  преподавательской карьеры. Научно-педагогические работники, которые были трудоустроены в  СПбГУ в  рамках программы поддержки творческой молодежи, демонстрируют показатели публикационной активности, которые в  среднем на  37  % превышают средние показатели тех коллективов, где они работают.

Вместе с  тем программа имеет широкий нереализованный потенциал по  привлечению к  участию в  ней талантливых и  перспективных выпускников других вузов, которые наряду с  нашими выпускниками в  дальнейшем способны существенно укрепить кадровые возможности Университета.

Начиная с  2021  года, на  основании предложений руководителей отдельных учебно-научных подразделений (директора Института истории, декана экономического факультета) в  соответствующих коллективах также начата реализация программы привлечения молодых талантливых преподавателей и  исследователей для работы в  Университете. За  счет оптимизации кадрового состава объявлены специальные конкурсы для молодых ученых на  замещение должностей по  направлению «Экономика» (всего четыре ставки ассистента) и  по  направлению «История» (две ставки ассистента, одна ставка старшего преподавателя). С  победителями конкурсного отбора заключены срочные трудовые договоры (на  три года), включающие повышенные обязательства работников, предусматривающие индивидуальную траекторию их  развития, участие в  конференциях, публикацию научных статей в  высокорейтинговых журналах и  другие.

Руководителям учебно-научных подразделений поручено в  течение двух недель обсудить и  представить, исходя из  текущей ситуации в  коллективе, предложения об  организации привлечения, удержания и  поддержки творческой молодежи, активных молодых ученых и  исследователей.

О  Дне выпускника СПбГУ

Одна из  задач СПбГУ сегодня  — сохранение связей между альма-матер и  выпускниками.  10  сентября в  здании Двенадцати коллегий состоится День выпускника Санкт-Петербургского (Ленинградского) государственного университета, организованный для выпускников, членов их  семей, сотрудников и  студентов.

Программа включает деловую и  научно-популярную части (сессии, мастер-классы, научные дебаты, стендап, выставки, экскурсии и  другие мероприятия). Их  тематика разнообразна: от  вопросов будущего Университета, блокчейна и  литературы до  эксперимента ALICE на  Большом адронном коллайдере, проблем биомедицинской химии и  японской культуры. С  программой мероприятия можно ознакомиться на  портале СПбГУ . Зарегистрироваться на  мероприятие можно по  ссылке: День выпускника СПбГУ .

Также на  совещании рассматривались вопросы: о  проблемах, которые возникают в  ходе организации образовательного процесса; об  участии СПбГУ в  реализации программы повышения квалификации педагогов средней школы «Особенности преподавания обществознания в  условиях поиска ответов на  большие вызовы»; об  организации опубликования в  научных журналах работ в  рамках подготовки к  300-летию со  дня основания Санкт-Петербургского государственного университета; о  вступлении Санкт-Петербургского государственного университета в  Международный совет музеев (ИКОМ); о  сотрудничестве СПбГУ и  газеты «Российские корейцы»; о  закрытии сезона в  Ботаническом саду СПбГУ; о  голосовании за  фирменный стиль к  300-летию СПбГУ; об  открытии конференц-центра «Менделеев».

Полный отчет о  ректорском совещании будет опубликован в  ближайшее время на  портале СПбГУ .

Источник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*