Главная / В стране / Любить людей, дело и правду — быть универсальным журналистом

Любить людей, дело и правду — быть универсальным журналистом

Любить людей, дело и правду — быть универсальным журналистом

Понедельник, 15:53, телестудия Лицея. Остаётся 7 минут до выхода в прямой эфир программы «Сними и расскажи» — мини-интервью с ребятами о медиа, их опыте в этой сфере, известных журналистах. Моя подруга Маша предложила мне стать участником передачи. Как я могла отказаться? Очень люблю камеру и говорить — особенно о журналистике.

Остается 5 минут. Я сижу в кресле — Маша напротив меня.

Подруга переживает:

— Ты же не боишься съемки?

— Нет, ты что. Это моё будущее. Уже привыкла – спасибо медиацентру, – подмигиваю я.

Пока мы обмениваемся парой фраз, наш преподаватель Артем Александрович установил студийный свет и теперь помогает операторам настраивать кадр по правилу третей. «Так, ну что, все по местам? Хорошо, жду ещё минуту… Эфир через 50, 49… Да, Вась, полная готовность? Отлично… 4, 3, 2, 1, эфир!»

— Здравствуйте, дорогие зрители! В прямом эфире Маша, и это программа «Сними и расскажи». Сегодня мы пригласили Дашу, будущего репортёра, поговорить о медиа и журналистике.
— Привет, Маш! Спасибо! Рада быть здесь, – отвечаю я.
— Что ж, давай начнём. Даша, скажи, что значит быть универсальным журналистом, по твоему мнению?
Я задумалась. Первая мысль — Владислав Листьев, мой любимый журналист. «Он снимал интервью, репортажи, вел программы, а некоторые создал сам. Чтобы быть универсальным, нужно быть Владом Листьевым», — подумала я и продолжила прописывать в голове доказательство, как задачку по геометрии.

Листьев — социальный репортёр. Его программа «Взгляд» в 1987 году стала вихрем и снесла всю старую журналистику — шаблоны. Как писала репортёр Елена Саркисян, с приходом Владислава «телевизор обрел человеческое лицо». Журналист оживил телевидение: не привирал — изображал героев сюжетов такими, какие они есть. Он интересовался каждой человеческой историей. Так в одном из первых выпусков «Взгляда» Листьев снял сюжет о Петре Малышеве, у которого в квартире жила лошадь. Её хотели отправить на убой, но подростку стало жаль — купил животное за 250 рублей и поселил у себя в комнате, рядом с кроватью. Благодаря вопросам Листьева зритель понимает натуру героя: Петр неравнодушный, открытый, милосердный. Он кормил и лечил коня, не обижался на его укусы во сне — мальчик прощал все. Настолько он любил своего «питомца». В истории о ребенке и лошади Листьев передал эмоции и чувства героя: его переживания по поводу езды на лошади по улице, рядом с машинами, нежность по отношению к животному. В сюжете Владислав показал реального человека с реальной историей и проблему жизни животного в городе. Как отмечает журналистка Елена Саркисян, в конце 80-х телеканалы не обратили бы внимание на историю Петра Малышева: «политическая повестка важнее» — Листьев же не мог не рассказать о мальчике. До меня дошло: «Этот журналист работал с людьми — про людей и для людей, что нравилось российским зрителям. Такой откровенности героя и беспристрастности репортёра они ещё не видели».

Любимый жанр Листьева — интервью: выяснить мнение человека, его мысли, позицию. В программе «Час Пик» ведущий общался со звёздами шоу-бизнеса, известными экономиками, политиками. В разговоре с экс-президентом СССР Михаилом Горбачёвым, Владислав Листьев перебивал своего гостя — не давал уйти от вопросов. Ведущий назвал лауреата Нобелевской премии «старой брюзгой», а газету — «оболваниванием». Эта смелость понравилась Горбачёву, и он поделился мыслями о политике Ельцина, монополизации государством прессы. Кроме того, бывший президент сказал, что доверчив и его довольно часто обманывали. Это впервые услышали от Горбачёва — эксклюзив: рассказал то, о чем никогда не говорил. Листьев сумел расположить человека к себе, чтобы тот поделился чем-то секретным, неожиданным. «Этот ведущий умел не только снимать репортажи на социальные темы, но и брать интервью у политиков, говорить с ними на равных. Универсальный журналист может создать материал о лошади в городе и показать в бывшей главе государства образ обычного человека. Доверчивого, старающегося не предавать. «Невероятно: Листьев умел всё», — сообразила я и продолжила размышлять.

Владислав Листьев был талантливым журналистом — и таким же продюсером. В 90-е он создал новые форматы шоу: капитал-шоу («Поле чудес»), ток-шоу («Тема»), музыкальные и интеллектуальные телеигры («Угадай мелодию», «Звёздный час»). Эти передачи стали любимыми для российского зрителя. По итогам последней недели апреля 2023 года, «Поле чудес» вошло в топ-20 самых популярных на телевидении. Также Листьев организовал автошоу «Гонки на выживание» — проводится ежегодно в разных городах России с 1996-го. Программа Владислава объединила спорт и телевидение. Так появился ещё один жанр реалити-шоу — гонки на выживание. Отсюда передачи: «Звёзды в Африке», «Последний герой». «Листьев создал новую журналистику и новые передачи. Программы, которые мы сейчас смотрим, — заслуга ведущего. Он навсегда изменил сетку российского телевидения», — заключила я.

Вдруг меня смутило: «Но неужели сейчас нет универсальных журналистов? Листьев — это 90-ые. С того момента прошло больше 30 лет… Стоп, как я могла забыть об Александре Перфильевой?»
Александра Перфильева — корреспондент «России-24». Она, как и Владислав Листьев, социальный журналист: снимает репортажи об акциях помощи больным, бедным, пожилым, неполным семьям и др. В декабре 2024 года на «Ёлке желаний» Александра вытянула шарик 6-летнего мальчика Серёжи и пообещала его исполнить желание — подарить хоккейную форму. Чтобы мечта ребенка осуществилась, Перфильева договорилась с главным тренером ХК СКА Романом Ротенбергом о подборе мальчику экипировки. В итоге хоккеисты команды отправили Серёже форму с новогодним поздравлением. Как рассказала журналистка, ее тронула реакция мальчика: «Видеть удивлённые глаза ребенка и его слезы от счастья — лучшее, что со мной случалось в репортёрской работе». Перфильева предложила «России-24» поддержать акцию и исполнить желание ребенка, отец которого — участник СВО. «Это и есть социальная журналистика: порадовать мальчика из неполной семьи, — сейчас его папа воюет за страну и рискует своей жизнью. Отвлечь ребенка от мыслей, помочь в развитии карьеры хоккеиста. Помощь нужна», — утвердила я.

Универсальность — умение подстраиваться под обстоятельства. В ноябре 2023 года Александра Перфильева поехала в командировку снимать материал о Конгрессе молодых ученых в «Сириусе». На следующее утро в Сочи начался «шторм века»: побережье города затопило водой. Перфильева быстро переключилась с науки на потоп и первее всех на федеральных каналах рассказала о шторме — то, что видела и знала. Она трижды вышла в прямой эфир у отеля и сняла репортаж о природной стихии. Я подумала: «Универсальность репортёра — это перейти от заготовленной темы к той, которая в момент стала актуальной, и осветить её». Тогда в моей голове созрел ещё один аргумент.

На «России-24» Перфильева ведет рубрику «Вопрос науки» — за 10 минут рассказывает о явлениях и событиях с научной точки зрения (почему происходят магнитные бури, как помогает нейроэкономика и т.д.). Так в одном из выпусков Александра объяснила загрязнение воды в Сене во время Олимпийских Играх в Париже старыми дефектными трубами. Оказывается, в реке нельзя было купаться по закону с 1923 года: туда попадали отходы канализации и сельского хозяйства. Именно поэтому спортсменам-олимпийцам опасно плавать в Сене — много бактерий. Интонация ведущей, её простые предложения и понятные всем слова привлекли меня к просмотру выпуска. Синхроны с 5 экспертами, архивные видео и фотографии, ролики о состоянии реки сегодня — помогают понять проблему. Мне было очевидно: «О науке — просто и с разными элементами подачи,  помогает узнать рубрика Перфильевой «Вопрос науки». Покажи семилетнему ребенку — у него не будет вопросов».

«Быть универсальным журналистом — быть Владиславом Листьевым», — сказала я Маше. «Он видел в героях сюжетов людей и пытался показать их настоящими, со своими характерами, проблемами. Ещё Листьева волновало будущее российского телевидения — он его и создал, запустив новые передачи. Это было в 90-е годы. Универсальный журналист для меня сегодня — Александра Перфильева. Она разбирается в науке, делает репортажи о людях и сопереживает им, может поменять план съемок в зависимости от повестки. Крутой репортёр пользуется своими знаниями из сфер и адаптируется ко всему. Но больше всего в Перфильевой я ценю то, что она сочувствует людям в трагедии, радуется их победе, успехе. Что объединяет Владислава Листьева и Александру Перфильеву — делает их универсальными журналистами? Любовь к людям, неравнодушие к их историям, ситуациям. Любовь к делу, меняющейся жизни, правде и каждой теме своего материала. Универсальность журналиста — она такая».

Фотогалерея

Источник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*