Однажды теплым сентябрьским днем преподаватель по английскому языку предложила нам, студентам, выбрать одну из достопримечательностей, находящихся рядом с метро Кропоткинская. Мы с радостью восприняли задачу, ведь каждый из нас мог открыть для себя что-то новое. После недолгих раздумий я остановила выбор на музее сословий России, который стал для меня настоящей находкой. В этой статье я поделюсь своими впечатлениями, а также расскажу, почему вам точно стоит его посетить.
История музея
Музей сословий России открылся 12 июня 2017 года. Его создателем является всемирно известный художник Илья Сергеевич Глазунов, передавший в дар городу Москве свою личную художественную коллекцию, которая формировалась с 50-х гг прошлого века. Сегодня собрание Ильи Глазунова признано экспертами одним из лучших. Только благодаря ему были спасены от разрушения многие памятники русской культуры, такие как древние иконы и царские портреты.
Внешнее и внутреннее убранство музея выполнено по эскизам Ильи Глазунова, который лично оформлял экспозицию каждого зала. Его самые известные картины: «Князь Олег и Игорь», иллюстрации к Достоевскому и трагическое полотно «Русский Икар», посвященное покончившему жизнь самоубийством русскому поэту Борису Примерову.
Этот музей посвящен национальному культурному наследию, традициям и жизни российского общества до революции 1917 года.
Дворянское сословие
Поднимаясь на первый этаж, мы погружаемся в атмосферу роскоши и красоты. Лишь 1,5% населения России были дворянами, тогда как почти все самое значимое в культуре XVIII – XX веков было связано с благородным сословием.
Именно этот класс формировал образовательные и социальные нормы, которые последующие поколения стремились усвоить. Дворянская литература стала классической русской литературой, аристократическая модель образования определила доминирующие идеи российской, а затем и советской педагогики. Престижными считались увлечения дворян — писательство, наука, искусство, музыка и театр.
Первый из пяти залов анфилады — парадная гостиная. Здесь мы можем увидеть мебель в стиле ампир, восходящем к Наполеону Бонапарту.
Посуда Императорского фарфорового завода приковывает к себе внимание. Николай I подарил дворец своей жене Александре Федоровне, в честь чего и был создан этот хрустальный сервиз. Символом с особым значением является венок с белыми цветами и мечом посередине: Александру называли белой розой.
Духовенство
Второй этаж, интерьеры которого вдохновлены убранством покоев царя Алексея Михайловича, характеризует искусство православной Руси. Здесь зритель увидит произведения иконописи и деревянной храмовой скульптуры, кресты и складни.
Икона Спаса Нерукотворного — особый тип изображения Христа, представляющий его лик на убрусе.
Крестьянство
К 1917 году российское крестьянство составляло более 80% населения. Образ жизни крестьян основывался на церковном календаре, регламентировавшем работу, посты и праздники, а также на обычаях предков.
В последнем зале представлены наряды крестьянского сословия. На севере девушки обычно носили сарафаны. Праздничные и свадебные наряды шили преимущественно из шелка, а повседневные — из грубого сукна. В южных регионах девушки надевали специальную юбку поневу.
Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Замужние женщины всегда убирали волосы, а девушки обычно заплетали косы.
Музей сословий России — это место, где каждому предоставлена уникальная возможность лучше понять историю и культуру нашей страны. Каждое сословие, представленное здесь, словно рассказывает свою неповторимую историю. В данном музее можно увидеть, как менялись обычаи, традиции и образы жизни разных слоев общества, и благодаря этому под другим углом взглянуть на прошлое, настоящее и будущее России.
Редактор: Ольга Полоскова