Если Вы хотите бросить музыкальную школу — эта статья для Вас. Личная история автора о медленных и болезненных шагах от ненависти до любви к искусству.
Многим с детства прививают любовь к искусству: знакомят с шедеврами мирового кинематографа, водят на концерты и выставки, читают классическую литературу. Родители обращаются к педагогам дополнительного образования и отправляют своих чад постигать тонкости прекрасных наук, чтобы они могли применить подобные знания на практике. Едва малыш берётся за карандаши, чтобы побороть скуку, взрослые замечают в нём особый дар, мысленно выстраивают судьбу будущего великого художника или архитектора, а после прочтения стихотворения на утреннике в детском саду маленького гениального актёра ведут в театральную студию. На мою долю выпал семилетний курс музыкальной школы, воспоминания о котором нельзя охарактеризовать однозначно. Давайте разберёмся, чего стоит обучение искусствам: желания развиваться или всё-таки нервов.
Мой дедушка в юности самостоятельно освоил аккордеон, мама взяла с него пример и попросила записать себя на фортепианное отделение. В моём случае начало большого пути было не таким красочным. В пять лет я из детского любопытства подошла к пианино и, изучив звучание клавиш, принялась подбирать знакомые мелодии. В планах было закончить «эксперимент», закрыть крышку и продолжить обыденную жизнь. Через некоторое время я узнала от родителей, что очень хочу учиться в музыкальной школе. Мне предложили выбрать инструмент, и пока я решала: скрипка или флейта, — в документы внесли фортепиано. Начались 7 лет слёз, страданий и эстетического наслаждения.
В моей музыкальной школе не работало правило «учитель = друг». Всегда чувствовалась некая возвышенность педагога над ребёнком, даже если они находятся в добрых отношениях. Самое неприятное воспоминание – это занятия по специальности. Методика моей учительницы подразумевала оттачивание каждой детали мелодии вплоть до высоты подъёма рук. В случае ошибки следовало томное «спасибо» и удар ко кистям. Вероятно, моё неблагосклонное отношение к этому периоду жизни связано именно с муштрой, однако за неё же я и благодарна. С одной стороны, ребёнку кажется, что учитель – это сверхчеловек, который имеет право смотреть на него свысока, но в то же время он осознаёт недопустимость панибратства; строгость порождает дисциплину.
В какой-то момент был большой соблазн раз и навсегда забыть о практически ежедневных занятиях. После пятого класса родители позволили мне самой решить: бросить музыку или продолжить ходить. Осознание того, что более половины курса пройдено и что за окончание, даже с отличием, пяти лет аттестата не будет, дало мне силу завершить семилетку. Опять же, роль сыграла привитая дисциплина. Владение инструментом – большое преимущество, но для того, чтобы достичь высокого уровня, требуется много сил и времени. Порой становилось ужасно обидно из-за того, что во время моих занятий одноклассники ходили на улицу и занимались тем, что им по душе. Мне расписание позволяло гулять только по выходным.
Многие спустя всего несколько месяцев после выпуска не помнят даже «Собачий вальс». Кому-то не повезло с учителем, не настояли на основательном подходе к делу родители, не хватало времени на совмещение с учёбой – причины бывают разные. Обычно сам ребёнок не понимает, для чего от него требуют в быстром темпе играть гаммы, изучать ноты классических произведений и правильно прописывать аппликатуру. Зачем он тратит детство на отработку техники?
Как правило, в музыкальных школах программу составляют исключительно из классики. Для меня игра других жанров казалась возможной только после получения аттестата. Я могла играть с листа несложные переложения и быстро учила нотный текст, но не понимала, как играть поп или рок. Когда началось финальное полугодие, в мире вспыхнула пандемия, и все образовательные учреждения закрыли на карантин. У меня появилось больше свободного времени, а также обновился плейлист. Вместо записей собственной игры для последующего анализа появились песни Майкла Джексона и «Queen». Я начала искать в них фортепианные партии и, наконец, разобрала первое неклассическое произведение – «Bohemian Rhapsody» (запись моей игры в запрещённой в России социальной сети «Instagram» даже просмотрел официальный аккаунт Queen). Появился неподдельный интерес к музыке, инициатива исходила уже от меня.
Постепенно в репертуаре стало появляться всё больше произведений разных жанров, в том числе и классических. По окончании карантина я часто выступала в лагерях и школе. Страх играть на публике мне помогла побороть музыкальная школа. С первого класса учащимся показывают основы сценического поведения, а концерты с хором и инструментальные номера – это в некоторой степени обыденность. Впоследствии этот навык пригодился мне на многих конкурсах.
Так что же такое музыкальная школа: детская травма или подарок судьбы? Неприятный опыт взаимодействия с педагогами и невозможность выбора сферы развития, конечно, портят впечатление о годах беззаботного детства, но в то же время я не только научилась играть классику по партитурам, но и стала совершенно другим человеком. Дополнительное образование делает человека более организованным, смелым и эрудированным. Когда придёт понимание того, как можно самостоятельно применять на практике те или иные знания, появится любовь к делу. Сегодня я каждый день играю песни любимых исполнителей дома и в школе. Я не жалею о том, что семь лет чувствовала давление со стороны учителей. Иногда стоит немного потерпеть, чтобы всю жизнь быть благодарным себе за силу воли.
Фотогалерея