Главная / В стране / «Нет преград человеческой мысли» — говорил С.П. Королёв

«Нет преград человеческой мысли» — говорил С.П. Королёв

«Нет преград человеческой мысли» — говорил С.П. Королёв

Всероссийский молодёжный проект «Воздушно-инженерная школа» — это уникальный шанс для каждого любителя науки найти своё призвание и стать ближе к изучению космоса. Давайте узнаем от участника проекта Малиновского Дмитрия: Как ему удалось поработать в проекте, а также поговорим о таких понятиях как чувство вдохновения в науке и важность её изучения для молодёжи.

Город Королёв как центр ракетно-космической промышленности и лидер передовой отечественной науки играет важную роль в истории космонавтики. Недаром в нашем городе среди молодёжи занятие наукой пользуется большой популярностью, с детства помогает в выборе своей будущей профессии. Для поддержки и развития талантливых школьников существуют различные организации, которые помогают им в самореализации и глубоком изучении научных достижений. Одним из таких проектов считается «Воздушно-инженерная школа».

«Воздушно-Инженерная Школа» — это захватывающий всероссийский образовательный проект, который дает уникальную возможность школьникам и студентам нашего региона покорить небо и приблизиться к освоению космоса. Уже более 11 лет в рамках этого чемпионата команды учащихся соревнуются в конструировании аппаратов и ракет, изучая при этом принципы работы космической техники, методы передачи данных, а также современные подходы в области конструирования, баллистики и механики. Ежегодно в проекте принимает участие множество школьников и студентов из нашего города. Студент 2 курса МГТУ им Н.Э. Баумана из города Королёв Малиновский Дмитрий, который будучи ещё школьником мечтал связать свою будущую профессию с инженерией и авиацией рассказал о своей работе в команде на данном проекте и поделился своим опытом в науке:

— Расскажи, пожалуйста, как ты попал на проект?

—В 10 классе я участвовал в Международной космической олимпиаде (МКО). Одним из этапов этой олимпиады является командное решение инженерных кейсов. Задача заключалась в том, чтобы в составе случайно набранных из числа участников МКО команды выполнить за неделю инженерное задание и защитить его выполнение. Одна из моих сокомандниц по кейсу уже участвовала в чемпионате Воздушно-инженерной школы в предыдущих годах и искала себе команду на этот год. Я решил присоединиться. За год мы сделали нашу первую ракету и прошли в финал.

— Как данная школа помогает участникам проекта расширить кругозор знаний в области инженерии и космоса?

— Воздушно-инженерная школа (ВИШ) предоставляет школьникам и студентам возможность на практике получить опыт решения сложных научных и инженерных задач. Чемпионат делится на различные направления. Это направление «носители», где участники должны разработать собственную ракету для выведения полезной нагрузки на заданную высоту, направление «аппараты», где требуется создать аппарат, который выполняет какую-либо научную задачу в воздухе, направление «беспилотный летательный аппарат», участники которого занимаются разработкой дронов. Каждое направление также делится на разнообразные лиги, которые отличаются сложностью поставленного перед командой технического задания, требованиями к разработке и возрастом возможных участников. Организаторы ВИШ подготовили учебную часть, включающую в себя большое количество лекций и других материалов по физике, задания по решению инженерно-конструкторских задач, аэродинамике, работе с электроникой, программированию и другим знаниям, необходимым для работы над проектом. Участники, пришедшие в ВИШ без багажа знаний по теме, могут получить его, проходя учебную часть. Участвовать в чемпионате могут как школьники, начиная с 6-го класса, так и студенты вузов и техникумов и даже молодые специалисты. Отдельно хочется выделить Юниорскую лигу. Она создана специально для самых юных участников чемпионата и включает в себя работу со специальным, созданным организаторами, конструктором. При работе с этим конструктором участники получают свой первый опыт в расчёте основных параметров, необходимых для создания ракеты, программированию бортовой электроники. Кроме всего выше сказанного, нельзя не упомянуть, что ВИШ – это огромное сообщество людей из разных уголков России, объединённых общим интересом к науке, ракетной технике и проектной деятельности. Здесь можно найти много единомышленников, обсудить свои идеи, подискутировать на научные и инженерные темы. Развито в кругах ВИШ и волонтёрское движение. Волонтёры ВИШ, помимо помощи в проведении чемпионата, участвуют в выставках, занимаются привлечением и обучением новых участников. Этой осенью команда волонтёров ездила с обучающей миссией в Крым.

— При участии в проекте возникали трудности в работе, или всё всегда получалось?

—Трудности возникают всегда. Я считаю, что трудности — это неотъемлемая часть любой деятельности. На этапе проектирования возникали проблемы с работой некоторых систем. Были и аварийные запуски. Я сам участвовал в ВИШ два раза, в 10 и 11 классе в ракетной лиге. На финале участникам дается возможность совершить два запуска своего изделия. В первый год мы не набрали требуемую высоту во время первого запуска, столкнулись с пожаром двигателя во время второго запуска. С точки зрения успешного выступления на чемпионате результат плохой, но опыт, полученный в это время, бесценен. Во второй год первый запуск также был неудачным. Произошло некорректное срабатывание электроники, ранний выпуск парашюта и последующий обрыв. На самом деле возникающие трудности — это скорее плюс, чем минус. Поиск и устранение ошибок, вскрывающихся во время таких аварий, достаточно интересная задача. Ты смотришь на обломки, анализируешь данные с чёрного ящика, распутываешь нить событий, которые привели к аварийной ситуации, ищешь решения возникших проблем. Во время этого процесса чувствуешь себя детективом, ищущим следы преступника. Кроме того, трудности и аварии — это не оглушительный провал, а лишь шаг на пути к совершенству. Так, например, во второй год моего участия мы смогли сделать правильные выводы из нашей аварии, устранить проблемы, и второй запуск прошёл в штатном режиме. Мы даже заняли призовые места, предоставив грамотный анализ аварии, произошедшей во время первого запуска, объяснив порядок устранения причины этой аварии и успех второго запуска.

— Как ты считаешь, сможет ли гуманитарий принять участие в этом проекте?

—Однозначно да! Любой человек, даже не имеющий специальных знаний, благодаря учебной части может принять участие в этом проекте. Многие боятся идти в проект, потому что думают, что для расчетов нужно знать высшую математику, уметь решать сложные математические задачи, решать дифференциальные уравнения. На самом деле это не совсем так. Все сложные расчёты выполняются при помощи специальных программ, но надо составлять математическую модель движения ракеты с расчетом времени, которая в общем случае сводится к системе дифференциальных уравнений, и решить эту систему. С использованием компьютерных технологий эта задача сильно упрощается. Она сводится к построению 3D модели ракеты, к настройке масс компонентов и запуска симуляций полёта в специальной программе. Если нет тяги именно к научной или инженерной части проекта, можно поучаствовать в качестве волонтёра. Команда волонтёров сопровождает проект на всех его этапах. Это люди, которые подготавливают площадки проведения, сопровождают участников, решают возникающие проблемы. Чемпионат во многом держится благодаря его волонтёрам.

— По твоему мнению существует ли в науке чувство вдохновения? Если да, то как его найти?

— Чувство вдохновения в науке несомненно есть. Бывает, что ты неделю бьёшься над какой-то задачей, не можешь придумать адекватного решения, уже начинаешь отчаиваться, но решение приходит само, причём в тот момент, когда ты уже занимаешься чем-то другим и вообще не думаешь об этом. У меня так неоднократно было. Гениальные идеи могут прийти, когда ты едешь в транспорте, стоишь в очереди в магазине, просто лежишь на диване и смотришь видеоролики. Так, например, идея механической реализации системы выпуска парашюта пришла ко мне во время велопрогулки с другом. Я думаю о совершенно ином, просто в какой-то момент в голове что-то «щёлкнуло» и пришла мысль, а можно же сделать так, и это скорее всего будет оптимально. Где найти вдохновение, вопрос на самом деле очень сложный. Я никогда не занимался поиском именно вдохновения, оно всегда приходило как-то само. Помочь, мне кажется, здесь может отдых и смена деятельности. Иногда, когда занимаешься какой-то тяжёлой мозговой деятельностью, следует отключиться на пару часов и сходить погулять, поболтать с другом, и после отдыха вернуться к решению поставленной задачи.

— Поделись интересной историей или ярким воспоминанием от работы.

—Для меня самое яркое воспоминание – мой первый запуск ракеты. У нас была не самая удачная конструкция, мы, по неопытности, не учли множество серьёзных факторов. Была достаточно сложная система выпуска парашюта, и у нас было не уверенности, что она отработает как нужно. Уверенности вообще не было практически ни в чём. До нас было несколько аварий, причём аварий у достаточно опытных команд, а мы шли на старт в первый раз в жизни. И вот, обратный отсчёт, запуск, подъём, окончание работы двигателя, ракета начинает терять скорость и подходить к максимальной высоте своего полёта. Для меня тогда самым важным был момент начала снижения. Электроника должна была подать команду на выпуск полезной нагрузки и парашюта системы спасения. Мы неоднократно проводили наземные испытания этой системы, но как она поведёт себя в воздухе, не знал никто. И вот в те самые решающие пару секунд, когда ракета заканчивает набор высоты, плавно переваливается носом вниз и устремляется к земле. Здесь нужно отметить, что электроника подаёт команду на выпуск парашюта не чётко в точке максимальной высоты, а с небольшим опозданием. Плюс наша система работала не мгновенно, а требовала около половины секунды на раскрутку мотора. Вдруг ракета летит к земле, набирает скорость и ничего не происходит. В такие волнительные моменты время как будто замирает на месте. Мысли проносятся в голове с неимоверными скоростями. Я уже начинаю думать, что всё, авария, парашют не выходит.

Когда в моей голове уже пронеслись самые неудачные сценарии развития событий, я увидел, как штатно отстрелился обтекатель, парашют вышел из ракеты и начал наполняться воздухом. Меня переполнил такой бурный спектр эмоций, что описать это практически невозможно. Я побежал по лётному полю к месту приземления, крича что-то на ходу. После этого запуска ещё полдня меня переполняли эмоции, я не мог заснуть ночью, но я понял, что да, это моё, и я хочу продолжить этим заниматься!

— Почему молодёжи стоить принять участие в проекте?

—Тут я бы выделил два аспекта. Во-первых, участие в проекте – шанс получить опыт в решении реальных сложных инженерных и научных задач. Проект несёт в себе огромный профориентационный потенциал. Он даёт возможность определиться, в каком направлении ты хочешь работать дальше и с чем хочешь связать свою жизнь. Кому-то нравится программировать и составлять алгоритмы работы различных систем, кому-то нравится решать задачи конструирования и механики, кто-то хочет планировать научно-исследовательские миссии и ставить эксперименты. Но для того, чтобы понять, к чему лежит душа, нужно на практике позаниматься этим. Эту возможность и предоставляет чемпионат. Сейчас, к сожалению, большинство студентов, которые поступают в институт, совершенно не понимают, куда они поступили и какие навыки дает та специальность, на которой они обучаются. Они не представляют ни чем они будут заниматься в будущем, ни будет ли это им интересно. Чемпионат позволяет узнать много нового об инженерных и научных специальностях и на практике попробовать себя во всём этом. Во-вторых, сюда нужно сходить за эмоциями. Представьте, вы на протяжение года делали проект, и вот, ваша ракета уже стоит на стартовом столе, готовая к запуску, потом обратный отсчёт, запуск, полёт, спуск. За это время вы испытываете такой спектр разнообразных эмоций, который, пожалуй, не испытать больше нигде.

— Ты как человек, который давно занимается инженерией и авиацией, как считаешь, важна ли наука в жизни современной молодёжи?

—Да. Я считаю, что наука важна. По моему мнению, занятие наукой и инженерией творческий процесс. Я считаю, что науку и инженерию можно спокойно поставить в один ряд с живописью и музыкой. Инженеры и учёные работают подобно живописцам, которые создают свои картины. Разница лишь в инструментарии. У художников кисти, краски, холст. У нас же станки, паяльники, различные материалы. А по факту мы занимаемся одним и тем же. Создаём шедевры из всех доступных нам средств. Чтобы создать какое-либо устройство, или экспериментальную установку, нужно вложить в это свою душу, оставить частичку себя. Наука и инженерия – отличные способы реализовать себя, занимаясь чем-то интересным.

В заключении обратимся к высказыванию российского и советского учёного, основоположнику современной космонавтики К. Э. Циолковского: «Наука — это двигатель прогресса». Люди, занимающиеся научной деятельностью, ведут всё человечество и всё живое к счастью, радости и познанию. Они являются «двигателями прогресса», которые вносят больший и значимый вклад в новейшие научные открытия и исследования. Поэтому, Молодёжный Всероссийский проект «Воздушно-инженерная школа призывает всех желающих школьников Королёва покорять новые научные горизонты и тем самым вносить значимый вклад в историю всего человечества.

Источник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*