Главная / В стране / Олимпиады, математика и русский рок: путь Ивана Фёдорова

Олимпиады, математика и русский рок: путь Ивана Фёдорова

Олимпиады, математика и русский рок: путь Ивана Фёдорова

Как выглядит усреднённый олимпиадник-математик?

Неопрятный паренёк в толстых очках и чёрной оверсайз худи. Прячется за стопками учебников и не говорит ни о чём, кроме математики. Ты понимаешь каждое пятое его слово, и это в основном предлоги.

Парня не пронять ни шутками, ни предложениями выйти погулять. А из всех его грамот можно построить бумажный коттедж.

А теперь забудь то, что только что прочитал. Потому что олимпиадники-математики совсем не такие. Ну, разве что из их грамот действительно выйдет отличный дом.

С Ваней Фёдоровым я познакомилась в прошлом году. В апреле он вернулся из «Сириуса», где писал финал Всероссийской олимпиады по математике.

Из Москвы, Питера, Казани, Новосибирска приехали большие делегации — ребята ходили в толстовках с названиями своих регионов и громко обсуждали решения: ты реально нашёл такую фигуру? Блин, а я полвремени на раскраску потратил…

На этот праздник чисел Ваня из Бурятии приехал один. Он у нас в республике в единственном экземпляре.

— Признайся, на финале самой престижной российской олимпиады было одиноко?

— Чувствовал ли я себя одиноко? Было не до этого!

Хорошо, конечно, было бы, если бы мои друзья со сборной тоже смогли съездить, но до проходных в тот год мы не дотянули, а квота только одна.

— Что делать, чтобы из Бурятии на финал Всероссийской олимпиады школьников, ВСОШ, ездило столько же человек, сколько из Москвы?

— На самом деле в последние годы ситуация сильно улучшилась, появился Центр подготовки олимпийской сборной, ЦПОС. Там можно учиться олимпиадной химии, математике или информатике, если пройдёшь отбор.

Скорее, не хватает осведомленности школьников, потому что в обычных школах детям почти ничего не говорят об олимпиадном движении.

Разве что каждый год записывают на школьный этап ВСОШ, однако всё, что за рамками муниципального этапа, остаётся в тумане.

— Ваня, как полюбить математику?

— Надо сначала вообще понять, что математика — это не про выписывание сотни почти одинаковых уравнений и нахождения их корней.

Математика — это прежде всего про исследование какой-то структуры, поиск интересных фактов, которые верны в ней, и их доказательство.

Если процесс исследования вам интересен, вы получаете катарсис, когда находите идею, которая позволяет доказать ранее сформулированную цель. Это может быть как цель, оговорённая в условии задачи, так и вспомогательная цель, которую поставили вы, как ещё один шаг на пути к решению задачи.

— Как математика появилась в твоей жизни? Что тебя зацепило в цифрах и буквах, формулах, условиях?

— На первую мою олимпиаду в третьем классе отправили меня чуть ли не случайно! Я пошёл вместо заболевшего одноклассника и неожиданно стал призёром.

Меня стали отправлять на все подобные мероприятия, и где-то классе в шестом я пришел в «Enter» — образовательный центр, который готовил детей к олимпиадам. А в середине шестого класса меня приняли в ЦПОС, который тогда только-только появился.

— Как математика пригождается в жизни?

— Есть, конечно, очевидные ответы, вроде сферы IT или какого-нибудь авиаконструирования. Для кого-то математика остаётся в качестве хобби, вроде шахмат, интересное времяпрепровождение.

Математика учит рассуждать, делать предположения, доказывать их, и так оформлять их, чтобы можно было рассказать свои результаты другим. Такие умения пригодятся везде. Эдакий софт скилл, где его не ждали.

Олимпиады, математика и русский рок: путь Ивана Фёдорова

Ваня — фанат русского рока. Он сможет провести лекцию не только по теории вероятностей, но и по песням «Пикника».

А ведь многие рокеры, как и писатели, тоже технари! Вадим Самойлов — основатель «Агаты Кристи» — инженер конструктор-технолог радиоаппаратуры. Илья Кормильцев — основной автор текстов песен группы «Наутилус Помпилиус» — химик.

— Мои родители любят говорить: «В противостоянии физиков и лириков победа за физиками! Ведь физик может написать стих, а лирик не запустит ракету в космос». А ты что думаешь?

— Сложный вопрос! Я бы спрашивал непосредственно у физика, хотел бы он стать лириком, а лирику в свою очередь задавал вопрос, поменялся бы он местами с физиком.

Наверное, физик в нашем мире стабильнее, как минимум, потому что у него есть «реальная» профессия и вот эта возможность выбора: работать в своей сфере или писать стихи. Очень важная возможность для человека, по-моему.

— Какие три рок-группы нужно послушать вообще всем? Даже фанатам русского рэпа и хейтерам математики.

— Наверное, нельзя назвать какую-то рок-группу обязательной для всех, потому что вкусы у всех очень разные, и та музыка, что кажется шедевром одним, другим будет казаться примитивной или неблагозвучной.

Так что я могу назвать разве что те группы, которые бы я показывал человеку, абсолютно не знакомому с рок-культурой.

Конечно же The Beatles — по сути почти все современная музыка, независимо от жанра, опирается на них.

Я бы показал Deep Purple. У них можно найти как очень мелодичные баллады, так и бодренький хард-рок.

Третья группа пускай будет из русскоязычной музыки! Таковой бы я взял даже не группу, а человека. Я бы показал песни Константина Никольского, как образец русского рока, сохраняющие глубокий текст, который может существовать даже без музыки, и красивые мелодии.

— Технари успешны в музыке! Вот ещё один пример: гитарист группы «Queen» Брайан Мэй — ученый-астрофизик. Он изучал звёзды и писал вечную классику вроде «The show must go on».

Ваня, а есть ли у тебя музыкальные амбиции?

— Наверное, да. Пусть я уверен, что у меня никогда не будет хватать времени заниматься музыкой профессионально, но одним из видов досуга она с большой вероятностью станет.

Олимпиады, математика и русский рок: путь Ивана Фёдорова

Мои знакомые подростки и молодые люди с тоской вспоминают своё любознательное детство: тогда они не путали бронтозавра со стегозавром и знали всех египетских богов. Ведь можно было читать днями и ночами, отвлекаясь на еду и сон. А сейчас…

Ваня в детстве читал взахлёб. В младшей школе даже выиграл в республиканской акции «Книговорот», прочтя «Жестокий век» — книжку совсем не для третьеклассника.

В сюжете с регионального ТВ юный Ваня выигрывает электронную книгу и светится от счастья.

— Ваня, есть ли у тебя сейчас время читать что-то кроме теорем и условий задач? Тот влюблённый в художественную литературу второклассник вырос в одиннадцатиклассника с такой же страстью?

— Люблю ли я читать до сих пор? Разумеется, люблю, пусть времени сейчас на это не особо много.

Так получилось, что большинство фильмов мне просто не интересно смотреть. Потому что сам процесс чтения для меня сходен просмотру. И поскольку такой просмотр управляется мной, то мне он кажется намного более интересным, чем фильм.

Олимпиады, математика и русский рок: путь Ивана Фёдорова

Художественная литература отвлекает от профессии — так, например, считает редактор Максим Ильяхов.

Максим проводит курсы и пишет книги о коммерческом тексте и коммуникации с клиентами. Он читает только профессиональную литературу, а на художественную даже не смотрит.

— Ваня, как считаешь, нужно ли учёным читать художку?
Или нечего забивать великие умы «Горем от ума»?

— Художественная литература очень важна для любого человека, пусть она и будет не совсем по его профессии.

 Художественная литература — один из самых интересных способов сформировать свое собственное мнение по определённым проблемам, поднимаемых в книгах.

Читающие люди начинают сами размышлять над многими вопросами. Это бывает полезно не только для гипотетической книжной ситуации или же просто части личностной философии, но и для того, чтобы перенести уже проделанные выкладки на свою область. Чтобы взглянуть на неё с другой стороны, и, возможно, что-то в ней попробовать поменять.

Олимпиады, математика и русский рок: путь Ивана Фёдорова

Эйнштейн — автор многих выдуманных фраз. Вот ещё одна якобы его цитата: «Если вы что-то не можете объяснить 6-летнему ребёнку, вы сами этого не понимаете.

— Ваня, математику можно объяснить шестилетнему ребёнку?

— Если не забивать ребенка терминологией, то объяснить именно на идейном уровне можно достаточно много. Многие инструменты для решения задач — это достаточно очевидные соображения. Однако, если вы примете их в нужном месте, вы сможете справиться с задачей.

Например, тот же принцип Дирихле.

У нас есть кролики. Есть клетки, в которых они сидят. Представим, что кроликов больше, чем клеток. Тогда найдётся клетка, где больше одного кролика.

Олимпиады, математика и русский рок: путь Ивана Фёдорова

Через несколько месяцев Ваня закончит школу — и начнёт взрослую, но такую же наполненной математикой жизнь.

Уже сейчас Ваня передаёт свои знания подрастающему поколению математиков: работает как семинарист — принимает задачи у ребят, оценивает их решения.

Ваня делит задачи на рутинные и интересные. В рутинных нужно долго и много считать, а в интересных — думать.

Вот так! Оказывается, даже математикам бывает скучно.

— Составление задач — это настоящее искусство, поняла я по твоим рассказам! Как составить идеальную математическую задачку?

— Большинство задач появляются, когда математик исследует какую-то интересную структуру.

Математик намечает себе факт, который хочет доказать, и разбивает длинный путь до доказательства на кучу задач поменьше.

Самые красивые из задач — те, где, чтобы дойти до цели приходится придумать что-то нетривиальное, впоследствии можно использовать как задачу на олимпиаде.

— А как её решить?

— Метод такой же: надо как-то разбить её на подзадачи.

Попробовать доказать более слабое утверждение. Потом посмотреть, как работает конструкция в каких-то простых частных случаях. Попытаться найти там закономерность и уже из неё вывести вероятный ответ. Ответ потом легче доказать, потому что мы намного лучше понимаем задачу и что конкретно нам надо доказать.

— Как изменить школьную программу, чтобы дети перестали страдать и не смотрели на формулы как на бешеную собаку?

— Честно говоря, я не думаю, что её нужно кардинально менять. В основном проблемы с математикой идут из-за того, что учитель плохо объяснил какую-то базу, на которую потом опираются следующие темы.

И так по цепочке: ученик просто перестаёт понимать, что происходит. Причём с нашим развитием интернета, учитель может это понять уже тогда, когда нагонять весь непонятый материал и времени не останется.

Олимпиады, математика и русский рок: путь Ивана Фёдорова

Когда выйдет этот текст, Ваня будет в Москве. Вновь на олимпиадах.

А сейчас Ваня готовится покорять столицу и ждёт результатов всероса по математике. Скоро придут проходные баллы — и мы узнаем имена финалистов — в апреле они поедут в Нижний Новгород. Выяснять, кто круче понимает математику.

Надеюсь, увижу в списках участников, а затем победителей и призёров знакомое имя!

Олимпиады — это вообще отдельная вселенная. Ворваться в паблик «Типичный олимпиадник» без подготовки нереально: утонешь в ДВИ, БВИ, ПиПах и ВОШах.

— Ваня, как ворваться в мир олимпиад? С чего начать, если я — обычный школьник? А главное — зачем?

— Сложный вопрос, потому что именно моё начало пути ничего особенного в себя не включало.

Главное — захотеть участвовать, определиться с кругом предметов, походить на какие-то городские олимпиады по ним.

Понять, что лучше удаётся. После этого можно на сайте какой-нибудь олимпиады из Перечня открыть раздел «материалы для подготовки». И ботать.

— Однажды на олимпиаде ты выиграл телевизор, ещё ездил в «Сириусе» как участник математической смены. Все поездки и конкурсы для тебя — цель или средство?

— Все поездки и конкурсы для меня, думаю, и средство, и цель одновременно.

Мне нравится участвовать в олимпиадах. Я участвовал бы в них даже без крутых бонусов при поступлении.

Олимпиады, математика и русский рок: путь Ивана Фёдорова

Летом Ваня вновь вернётся в Москву — поступать.

Утечка мозгов из регионов — штука страшная. С одной стороны — радуешься, ведь звёздные дети продолжают сиять. С другой — расстраиваешься, ведь сияют они уже не в родном городе.

— Ваня, ты вернёшься в Бурятию? Почему?

— Скорее, да. Хотя сейчас об этом рано говорить.

У меня в Бурятии вся родня живёт, а ездить на большие расстояния, если честно, я не люблю.

Я привык к своему городу, к Бурятии в целом. Мне тяжело будет полностью менять место проживания.

К тому же в наше время мне не составит проблемы работать дистанционно, так что место проживания не так принципиально, как раньше.

Олимпиады, математика и русский рок: путь Ивана Фёдорова

*Бурятское национальное блюдо — буузы.

Автор: Карина Сафонова

Визуальное сопровождение создано с использованием нейросети 

Источник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*