Восемьдесят первый раз в нашей стране проходит книжкина неделя — настоящий праздник единения активных читателей.
Впервые проведённая Львом Кассилем в военной Москве весной 1943 года она прочно вошла в жизнь многих поколений россиян.
Почему же государство детским книгам уделяет особое внимание? О роли чтения в детском возрасте я побеседовал с учителем обществознания школы № 37 города Костромы Лобовой Светланой Анатольевной.
— У любого действия, поступка есть свои причины и свои задачи. Зачем Л. Кассиль решил собрать детей-школьников в Москве во время войны? Кажется, что это совсем несвоевременный поступок, потому что только-только враг отброшен от Волги, от Сталинграда.
— Взрослых книги отвлекали от тяготы повседневной жизни. В какой-то мере оказывали психотерапевтический эффект. Давай представим ребёнка времён Великой Отечественной. Смена на заводе — 12 часов. То есть ребёнок или со старенькой бабушкой, или один. Далеко не всех могли принимать ясли-садики. Чем занят ребёнок? Игрушек немного и они достаточно примитивны. Играть в одиночку не сильно интересно. Познавательный интерес всё равно у ребёнка есть. Мамы-папы рядом нет. Книга в какой-то мере компенсирует их отсутствие, помогает найти ответы на многие вопросы. Даёт уверенность в жизни.
— То есть, читая рассказы Н.Носова, ребёнок чувствовал уверенность?
— Почему Носова? Мы должны прежде посмотреть список книг, изданных Детгизом в годы войны. Ну, например, в этом списке есть С.Михалков «Русские богатыри». Интересный сборник. В нём есть хорошие иллюстрации и стихи, посвящённые русским воинам разных эпох: времён Дмитрия Донского, Ивана Грозного, Петра Первого, Суворова и Екатерины II, времён войн с Наполеоном, Первой мировой и Гражданской войн. Допустим, читает их младший школьник и узнаёт, что во всех этих эпохах солдаты побеждали, хотя и доставалась победа нелегкой ценой. Так не только расширялся кругозор школьника. но и формировался его характер, вера в успех страны на фронте. Прочтение книги поможет даже маленькому ребёнку в нужный момент найти правильные слова. чтобы поддержать мать, которая переживает из-за долгого отсутствия писем с фронта.
— Это я понимаю, но это важно. Но нельзя же было собирать ребят, отделяя от семьи. Ведь это опасно: в любой момент мог случайно прорваться к городу, например, немецкий самолёт.
— В 1943 году всё было не совсем так. Очевидцы вспоминали о первом сборе так: «Ранним утром 26 марта 1943 года — это была пятница — из станций метро «Охотный ряд» и «Площадь Свердлова», трамваев и троллейбусов выбегали мальчики и девочки в стоптанных башмаках, залатанных валенках, стареньких курточках.
Позади вторая военная зима, и бледные, исхудавшие лица ребят — еще одно свидетельство тяжелой поры. Но глаза… ребячьи глаза горят, оживление нарастает по мере приближения к известнейшему в мире зданию. Здесь прямо у входа их встречают мужчина и женщина — оба в военной форме. Майор с орденом Красной Звезды — директор детского издательства Людмила Викторовна Дубровина. И Лев Абрамович Кассиль в командирском морском кителе с орденом «Знак Почета».
Так впервые отмечался этот весенний праздник надежды. Продолжался он всего один день, и участвовали в нём только москвичи и ленинградцы». Это уже в следующем, 1944 году впервые была книжкина НЕДЕЛЯ.
— А что было дальше?
— В 1945 году впервые и единственный раз Неделя детской книги была не весной, а осенью. Встречи детских писателей с юными читателями проходили в Колонном зале Дома союзов. На встречах побывало 30 тысяч юных москвичей. 1С детьми встречались Михаил Пришвин, Самуил Маршак, Агния Барто, Константин Паустовский, Вера Инбер, Сергей Михалков, художники Евгений Рачев, Андриан Ермолаев.
— А какие книги военной поры и сейчас интересны школьникам?
— Не ошибусь, если назову произведения Леонида Пантелеева «Честное слово», Вениамина Каверина «Два капитана», Валентина Катаева «Сын полка».
— Неделя детской книги пользуется успехом и до сих пор. Как она изменилась?
— Современная Неделя сохранила традицию встреч с детскими писателями. Наверное, правильно, что формат встреч сейчас не просто «сиди на стуле». Например, наши ребята сыграли в литературный дарс, поучаствовали в мастер-классах и поучаствовали в конкурсе знатоков.
— А какая Неделя осталась в памяти?
— 1991 год. В «Артеке» для ребят прошла неделя детской книги. Никогда раньше и затем я не видела такого неподдельного интереса у детей к книгам, к чтению.
— Какую книгу в детстве обязательно должен прочитать каждый ребёнок сам или с помощью родителей?
— Это зависит, конечно, от цели: отдохнуть, развлечься, узнать что-то новое или научиться чему-то. Романтикам я посоветовала бы читать Жюль Верна или Владислава Крапивина. Всем стоит прочитать Гайдара «Тимур и его команда». Эта книга научит различать доброе и злое, даст уверенность в том, что добро любит тишину и невыставление напоказ.
— Что можно пожелать ребятам-читателям?
— Читайте каждый день. Пусть понемногу. Хорошая книга как верный товарищ поможет в минуты сомнений.