ОбЗоркий взгляд
Школьная форма. С этим понятием ребенка впервые знакомят, когда он идет в первый класс. Школьная форма включает в себя не только одежду, но и другие составляющие внешнего вида ученика. Например, цвет волос или макияж. Однако такие «железные» рамки устраивают далеко не всех. Так, мнения людей касательно школьной формы разделились на два лагеря. Одни выступают против введения учебного дресс-кода, другие — за. В чем же кроется решение этого конфликта?
С чего все начиналось?
Издавна учебные заведения сопровождает определенный стиль одежды. Первой страной, которая ввела школьную форму, стала Великобритания. Впервые дресс-код появляется в середине XVI века для нескольких частных школ. Причиной введения одинаковой одежды для всех учащихся оказалась вовсе не дисциплинарная необходимость, а бедность. В школах обучались дети-сироты, а также те, чьи семьи были малообеспеченными. Таким ученикам не в чем было посещать занятия, поэтому школьная форма оказалась удобным решением насущной проблемы.
В дальнейшем, специальная униформа станет составляющим престижа учебного заведения. Даже в наше время, когда школы вправе сами устанавливать форму дресс-кода, наиболее элитными и авторитетными заведениями считаются те, что имеют свою собственную брендированную форму.
В разных странах все по-разному
Однако далеко не все ученики радуются такому порядку. Удивительно, что школьники в странах Европы мечтают попасть в учебное заведение со своим дресс-кодом, а российские — напротив, ведут постоянный спор насчет ее необходимости. Сказать точно, нужна ли школьная форма в учебных заведениях — очень сложно. Каждый человек будет иметь свое мнение на этот счет.
Мнение поколений
Считается, что особенно сильно разнятся мнения на этот счет у разных поколений граждан нашей страны. Специально для получения разных суждений, был проведен опрос среди двух возрастных категорий: поколения Z и поколения X.
Мнение поколения X, граждан, родившихся с 1965 по 1985 год:
«Считаю, что школьная форма освобождает ребенка и родителей от необходимости следовать сиюминутной моде, способствует формированию офисного стиля, что является составляющей делового этикета», — Марианна, 38 лет.
«Мне кажется ,что фиксированная школьная форма гораздо удобнее, чем свободная, она в какой-то мере дисциплинирует. А в некоторых учебных заведениях форма очень стильная и красивая. Сейчас даже жалеешь, что давно вышла из школьного возраста», — Надин, 53 года.
«Школьная форма поможет избежать отвлечений от учебы, уберет зависть и соперничество, сэкономит родителям время и деньги. Для девочек предлагаю включить в форму элементы, которые позволят им чувствовать себя красиво — например, возможность менять блузки или воротнички», — Юлия, 46 лет.
«Школьная форма дисциплинирует и учащихся, и преподавателей. Я считаю, что дресс-код обязателен, ведь детям такое понятие пригодится в будущем», — Елена, 51 год.
Мнение опрашиваемых, родившихся с 1997 по 2012, то есть относящихся к поколению Z, координально отличается:
«Школьная форма не имеет никакого смысла, она лишь приносит дискомфорт. Например, у нас в школе свободная форма, но при этом мы все равно отлично учимся. Мнение о том, что вид ученика влияет на оценки — устаревший миф!», — Валерия, 16 лет.
«Если все дети будут ходить в одинаковой форме, то это, безусловно, поможет убрать социальные неравенства в коллективе. Но после того, как дети выпустятся из школ и выйдут в «свет», это может послужить проблемой для адаптации. Ведь, к сожалению, во взрослом мире все люди разного социального статуса, с разными доходами. Если дети будут ходить в школе одинаковыми, то для них выход в такое общество будет шоком. А без формы в школе дети поймут это быстрее, и психике будет гораздо проще адаптироваться», — Дарьяна, 14 лет.
«Мне не нравится школьная форма, поскольку в такой одежде я чувствую себя неуверенно. Я не могу выделиться знаниями или другими достижениями, возможно, поэтому мне так необходимо самовыражаться. Кстати, порой, смена цвета волос помогает мне разгрузиться лучше, чем психолог», — Вячеслав, 15 лет.
Спросим у психолога
Что по этому поводу думают специалисты в области психологии? Своим мнением по поводу влияния школьной формы на детскую психику поделился Ефимов Кирилл, клинический психолог, психотерапевт: «Подростки часто себя ассоциируют с внешним видом, им важно показать себя «другого/ю» не только себе, но и основной социальной группе, к которой они примыкают. Школа становится для них нелегким испытанием. Поиск себя и формирование своей личности и интересов ограничиваются системой, что ведет к недоверию к обществу, его законам и правилам».
Психолог объяснил, что подобные конфликты со строгими рамками приводят к антисоциальному поведению. На самом деле, в своём поиске поддержки, подростки могут её не найти и обозлиться на мир, поэтому необходимо помнить о вовлеченности всех школьников в классном взаимодействии.
«Нельзя забывать о том, что отсутствие формы несет свои риски. Учитывая то, как часто одноклассники формируют небольшие группы, наличие повседневной формы одежды создаст лишний повод для разделения. Когда-то в нашей стране был этот опыт, который сильно повлиял на формирование всего поколения миллениалов, — прокомментировал Кирилл Ефимов, — конечно, нельзя забывать и о том, что наличие формы призвано уравнять всех учеников друг перед другом и с социо-экономической точки зрения».
Эксперт отметил, что дети бывают довольно жестокими, поэтому одежда часто становится предметом или насмешек, или авторитета.
«В свою очередь, встаёт вопрос самовыражения творческих учеников, которые оказываются запертыми в стенах визуальной ординарности. Некоторые исследования, например, вообще не показывают значимого влияния формы на обучение. Однозначного ответа быть не может, но как мы видим, плюсы имеются», — пришел к выводу Кирилл Ефимов.
Психотерапевт подчеркивает, что в школьной форме есть глобальные плюсы, но индивидуальные потребности самих ребят могут подавляться. Психике требуется свобода, но и дисциплина никогда не была лишней.
Где плюсы, а где минусы?
В итоге, у школьной формы, конечно, нашлись и плюсы, и минусы.
Преимущества школьной формы:
• Дисциплина
Специальный дресс-код дисциплинирует личность, что пригодится ребенку во взрослой жизни. Дети привыкают к тому, что разные заведения сопровождают разные правила, в том числе и условия, касающиеся одежды. Разделение одежды на «подходящую для школы» и «неподходящую» влечет за собой отлично выработанную привычку одеваться правильно во всех ситуациях: прилично и невульгарно. У школьников в будущем не возникнет возмущений о четких требованиях стиля разных профессий.
•Равенство
Школьная форма включает одинаковую одежду для всех учащихся. Она обеспечивает равенство детям из любых семей, ведь очень часто школьники подвергают буллингу сверстников за «некрасивую» или недостаточно модную и дорогую одежду. Всякая зависть на почве отличий во внешнем облике пропадает, что позволяет детям направить фокус на получение знаний. Весомым преимуществом школьного дресс-кода является его доступность для граждан с любым уровнем дохода.
•Школьная форма облегчает вопрос выбора одежды и родителям, и детям.
Школьники, особенно девочки, склонны к долгим и сложным выборам одежды для школы. Когда учебный дресс-код отсутствует, поле выбора одежды расширяется до невообразимого размера. Таким образом, дети начинают тратить слишком много времени как на шоппинг, так и на утреннее «что мне сегодня одеть». Со временем, одежда начинает надоедать, а мода стремительно меняется, поэтому школьники, желая соответствовать трендам, покупают новую дорогую одежду. Они хотят стать «самым модным учеником среди одноклассников», в результате чего страдают финансовые средства родителей. Часто на этой почве возникают серьезные конфликты между поколениями. Такие случаи травмируют податливую детскую психику.
Недостатки школьной формы:
•Невозможность проявления самовыражения.
Творческие личности нуждаются в самовыражении. Для таких детей просто необходимо иметь возможность изменять свой внешний вид. Для них одежда — это способ проявления себя. Конечно, школа — не лучшая площадка для неординарных решений в одежде. Считается, что выделяться здесь нужно умом. Однако такие рамки могут оказать серьезное воздействие на психику детей с нестандартным типом мышления. Они могут обозлиться на мир, что в будущем приведет к социопатическому поведению.
•Конкуренция неискоренима
Да, школьная форма делает недоступной травлю на почве одежды , но это не значит, что дети не найдут другого повода. Так, например, все ждут от школьников повышенного внимания к своему уровню знаний после введения школьной формы. Однако, давайте представим, что произойдет в случае если все станут стремиться к отличным оценкам. Для примера возьмем Японию — страну с очень развитым коллективизмом. В мире японских школ существует понятие «идзиме», что дословно переводится, как «издевательство». Однако «идзиме» не считается там чем-то ужасным, а, наоборот, является частью образовательной программы. За что японские дети травят друг друга? Учитывая, что в местных школах введена строжайшая школьная форма, можно сразу понять — не за одежду. Ученики ополчаются на своего товарища, если у него что-то не получается так же хорошо, как у одноклассников. Причиной травли могут служить и плохие оценки, и неудачи, например, в спорте. Из этого следует, что если в школах ввести строгий дресс-код, издевательства не прекратятся. А буллинг из-за успеваемости действует на детей еще хуже, чем из-за одежды, ведь порой ребенок просто не может поддерживать уровень своих знаний на уровне одноклассников, а бессонные ночи, проведенные за учебниками, приводят к серьезным проблемам с психическим здоровьем.
•Школьная форма может оказаться непрактичным решением.
Очень часто, школьная форма оказывается неприспособленной к жизни. Так, например, элементом женского школьного дресс-кода почти всегда принято считать юбку. Однако мало кто задумается, что такая одежда может причинить вред здоровью девочек. В каждом регионе разные погодные условия, и суровые зимы могут оказаться губительным фактором.
Возможно ли найти компромисс?
Считаю, что для любой проблемы можно найти решение, которое устроит всех. Как удалось выяснить, отсутствие школьного дресс-кода не ведет ни к чему хорошему, однако и чрезмерная строгость слишком сильно влияет на моральное состояние детей. Обобщив все плюсы и минусы школьной формы, можно сделать вывод, что найти компромисс не так уж и сложно. Я считаю, что дресс-код в учебных заведениях, безусловно, должен быть. Но все же нельзя загонять детей в слишком жесткие рамки. На мой взгляд, ученикам необходимо указать цветовую палитру и стиль их одежды для школы. Однако выбор ткани, фасона, аксессуаров и прочего должен остаться закрепленным за учащимися. Такое решение проблемы является по-настоящему компромиссным.