Рецензия
1 июня 2022 года, в день Защиты Детей состоялась премьера спектакля Григория Лифанова «Чучело» по знаменитой повести Владимира Железнякова в театре юного зрителя г. Екатеринбурга. Хотя повесть и была написана в 1981 году, проблема буллинга и взаимоотношений между подростками остаётся актуальной и сегодня.
Повесть основана на реальных событиях. Племянница писателя взяла на себя чужую вину, и класс начал травить её. Девочка долго не рассказывала никому правды, но вскоре стало известно, что она не виновата. Эти события описал Владимир Карпович в своей повести, главной героиней которой стала Лена Бессольцева.
Режиссёр Григорий Лифанов поставил спектакль, в котором ясно и чётко отражены все страдания одиннадцатилетней Лены. Идеей режиссёра было проследить за жизнью девочки в самый сложный подростковый период. Главная героиня переехала в маленький город к дедушке. Он живет в старинном доме, где выросли все поколения их семьи, стены которого украшают картины, написанные их предком – художником. Часто только благородные и понимающие взгляды с этих портретов вселяли в Лену силы, чтобы не сдаваться и преодолеть все испытания.
Роли в спектакле исполняют не только актёры ТЮЗа, но и студенты Театрального института нашего города. Они показывают зрителям, что поступки жестоких подростков были осмысленными, коллективная травля – сознательной. Жестокие ученики средней школы накинулись на неуклюжую новенькую, преследуя и издеваясь над ней. Актрисы, игравшие Лену Бессольцеву, помогали нам понять переживания героини в разные моменты её жизни. Уже взрослая, выросшая девочка (Любовь Ворожцова), вспоминает всё, некогда случившееся с ней, как страшный сон. Она рассказывает нам, что она и сейчас невольно прикрывает голову руками, убегая от далёких голосов.
Я считаю, что режиссёр очень удачно открыл нам душу Лены через четырёх актрис. Они передают внутреннее состояние девочки: душу, разрывавшуюся на части; переживания от первой любви; отчаянность, нежность и ласку к другу и любимому дедушке; желание понять и оправдать сверстников, несмотря на все их злодеяния. Нельзя не отметить игру и остальных актёров. Шайка Мироновой была серой толпой, при виде которой всё время ждёшь удара. Главарём этой компании была «Железная кнопка», выступавшая за «справедливость» и наказание за преступления, например бойкот за выступление против класса. Хочется выделить игру актёра Андрея Папшева, исполняющего роль Димы Сомова. Он очень точно передал образ мальчика, который борется сам с собой, не может определиться стать ли ему защитником Лены или примкнуть к жестокому большинству.
Во время спектакля сюжетная линия прерывается на рассказы актёров о буллинге из их жизни. Это еще одна находка режиссёра. Реальные истории усиливают впечатление от спектакля и заставляют задуматься о том, так ли мы справедливы по отношению к сверстникам, готовы ли мы встать на их защиту, достаточно ли мы смелы, чтобы противостоять жестокости.
Режиссер-постановщик (Григорий Лифанов) и художник (Наталья Лось) интересно подошли к оформлению сцены, где происходит действие. Она разделена на две части: нижнюю и верхнюю. Нижней частью представляется класс, двор, переулки, все места травли Лены. Иногда эта тревожная атмосфера сменяется нежным безопасным домом, где она доверяет дедушке всё, что с ней случилось. Верхняя часть – балкон деревянного особняка, с которого прыгает Лена, что олицетворяет освобождение от душевных терзаний.
Этот замысел режиссёра является прекрасным решением распределения пространства для главных героинь, так как в некоторых сценах спектакля все четыре Лены появляются одновременно. Сама сцена предстаёт нам в гамме чёрных оттенков, что создаёт моральное давление и усиливает всю трагедию травли. Портреты, появляющиеся над сценой, словно вглядываются в зрителей, напоминая о добре, мужестве и честности. Костюмы героев также выполнены в тёмных тонах, подчёркивая настроение спектакля.
Когда я собиралась пойти на этот спектакль, мне было интересно посмотреть воплощение произведения Владимира Железнякова на сцене. В то же время я беспокоилась, что постановка окажется более мягкой и лёгкой в отличии от повести. Мне хотелось увидеть настоящую, живую Лену, как пример стойкости. В итоге мои ожидание не просто оправдались, но и превзошли себя. Это, безусловно, заслуга режиссёра – Григория Лифанова. Близость к тексту, глубокое осознание всей сложной ситуации девочки произвело сильное впечатление на зрителей. На спектакль пришло много подростков, большинство из которых плакали после окончания спектакля. Это больше аплодисментов и букетов даёт понять, что постановка удалась. Спектакль «Чучело» заставил меня еще глубже задуматься об отношениях между сверстниками. Я считаю, что школьникам и их родителям обязательно нужно посмотреть этот спектакль.
Фотогалерея