Говорят, что после смены в лагере вожатый быстро забывает своих детей, ведь впереди новые отряды и новые интересы. Но мой артековский вожатый Илья — исключение. Он продолжает поддерживать связь с ребятами после Артека. А сейчас делится своими знаниями и любовью, преподавая математику в образовательном центре»Орион» города Сочи.
– Илья Андреевич, почему вы решили связать свою жизнь с преподаванием математики?
– С самого детства я был увлечен математикой, она всегда вызывала у меня интерес. В третьем классе я изучал дидактический материал вместе со своим дядей, который тогда учился в седьмом классе. В старших классах мне нравилось объяснять темы по математике своим одноклассникам, а в университете я работал репетитором по этому предмету.
– Вы довольно рано начали работать преподавателем. Что побудило вас выбрать эту профессию в таком молодом возрасте?
– Моя карьера началась с работы вожатым в детских лагерях. На втором курсе я устроился в «Артек», где проработал педагогом. Именно там я понял, что хочу связать свою жизнь с педагогикой. После «Артека» я познакомился с Образовательным центром «Орион», где сейчас преподаю математику.
– Вспомните ваш первый день в роли преподавателя. Как прошло первое занятие?
– Первое занятие с классом было для меня настоящим испытанием. Мне было страшно, ведь я не знал, как правильно организовать работу. Я пересмотрел множество роликов и прочитал статьи, чтобы подготовиться к этому событию. Занятие прошло хорошо, мы познакомились и смогли решить несколько заданий.
– Математика зачастую воспринимается школьниками как сложный и скучный предмет.Как вам удается пробудить у учеников интерес и научить их понимать и любить математику?
– В этом мне помогают способы, которыми со мной делятся мои наставники в «Орионе». Студентам намного понятнее становятся, когда объясняют одноклассники. Поэтому часто стараюсь делить группу на пары, чтобы каждый мог попробовать объяснить тему, которую понимает. Также у нас есть проект «Дети-детям», когда ученик полностью объясняет тему.
Также, очень помогает обратная связь, которую мы даём после каждого оцениваемого урока, прослеживая прогресс в обучении. Это мотивирует студентов на еще большее изучение материала.
– Как вы находите подход к детям с гуманитарным складом ума, которым сложно дается математика?
– Я работаю с учениками 5-8 классов, и математика в этих классах очень важна для развития навыков анализа и умения разбивать сложные задания на более мелкие части.
Возможно, мне пока не хватает опыта, чтобы справляться с полным погружением в предмет. Я вижу, что некоторым ученикам сложно даётся математика, и стараюсь объяснить материал разными способами, а не просто давать теорию. Очень часто я помогаю на переменах и во время самостоятельной работы.
– Когда вы понимаете, что достигли цели в обучении конкретного ученика?
– Работая репетитором, отследить результат обучения было проще. Сейчас в классе я могу увидеть прогресс по самостоятельным работам, которые многие студенты выполняют на высоком уровне.
Хочу отметить, что для ребят очень важно больше практиковаться, тогда у них всё получится. Многое зависит от педагога, а не только от самих детей. Например, я до 10 класса не любил литературу, но благодаря одному педагогу я начал читать и изучать этот предмет.
– Как вы пришли к тому, чтобы сочетать преподавание математики с руководством воспитательной работы? Что вас привлекло в этой двойной роли?
– С первых дней в «Орионе» я запускал проекты, которые меня вдохновляют, и старался поделиться этим вдохновением с ребятами. В новом учебном году я начал профессионально заниматься своим вторым любимым делом — развивать различные навыки и личностные качества у студентов через мероприятия и конкурсы.
– Насколько важно, на ваш взгляд, прививать ученикам не только знания, но и моральные ценности?
– Лично для меня школа еще с детства — это не только место, где можно получить предметные знания, но и пространство, где можно проявить себя и улучшить свои навыки, найти свой талант. Именно поэтому я хочу, чтобы для всех студентов было такое отношение к нашему центру.В этом учебном году у нас каждую неделю проходят занятия по работе над собой: целеполагание, изучение социальных ролей, бережное отношение к себе и окружающим.
– Для многих молодых преподавателей большая ответственность — быть примером для своих учеников. Какое значение вы придаёте этому аспекту своей работы?
– В нашем образовательном центре принято, что педагоги всегда являются примером. Мы постоянно учимся, читаем книги и делимся своим мнением о них (каждый модуль у нас проходит читательский клуб). Недавно я создал мини-книги, которые помогают анализировать текст и делать по нему визуальный конспект. Я всегда рад поделиться этим с другими.
– Какие трудности вы встречаете в своей ежедневной работе? Как вам удаётся их преодолеть?
– Трудности с которыми я сталкиваюсь в работе — это эмоциональное настроение студентов. У всех бывают проблемы, которые влияют на состояние, и из-за этого учебный процесс может приостановиться.
В таких ситуациях можно только выстраивать доверительные отношения с учениками, чтобы поддержать и помочь им. Именно поэтому я не просто пытаюсь научить студентов математике, но и помочь как-то с проблемами, поддержать.
– Каким вы видите успех лично для себя?
– Я считаю, что уже достиг успеха, работая там, где все принципы совпадают с моими. Лично я могу развиваться и становиться только лучше.
– Предположим, что у вас есть возможность провести один день вне школы, полностью посвятив его развитию своих профессиональных навыков. Как бы вы провели этот день?
– Я бы поехал в Нижний Новгород на обучение, куда планирую отправиться в ближайшее время.
– Если бы вы могли дать совет самому себе пять лет назад, что бы вы сказали?
– Я бы сказал, что ты делаешь всё правильно. Просто никогда не останавливайся и больше учись тому, что для тебя важно.
Фотогалерея